В аэропорту «Пулково» успешно испытана система регистрации пассажиров по биометрическим данным

Биометрические считыватели на турникетах в аэропорту Пулково

В аэропорту «Пулково» Санкт-Петербурга впервые в России успешно протестирована работа биометрического сервиса «Мигом», предназначенного для предполетной регистрации пассажиров внутренних авиарейсов и их пропуска к выходам на посадку.

Система регистрации по биометрии в аэропорту «Пулково»

Соглашение о том, что петербургский аэропорт «Пулково» станет первым аэропортом в России для тестирования новейшей цифровой технологии, было подписано на Петербургском международном экономическом форуме в июне 2025 года. Свои подписи под документом о технологическом партнерстве в области биометрии поставили генеральный директор ООО «Воздушные Ворота Северной Столицы» (оператор аэропорта «Пулково») и генеральный директор АО «Центр биометрических технологий» (ЦБТ выполняет функции оператора Единой биометрической системы).

Единая биометрическая система — государственная цифровая система (ГИС ЕБС), запущенная в России в 2018 году и позволяющая установить и подтвердить личность человека по его физиологическим и биологическим характеристикам. ГИС ЕБС аттестована ФСБ и ФСТЭК, имеет необходимый уровень защиты, все данные хранятся в зашифрованном виде

Биометрический сервис «Мигом» в «Пулково»

И вот биометрическая идентификация (исключающая необходимость предъявления паспорта для регистрации на авиарейс) добралась до автоматизации и ускорения предполетных процедур аэропортов (отметим, что в аэропорту «Пулково» система биометрического доступа в бизнес-залы была запущена еще в августе 2024 года).

Биометрия, или биометрические персональные данные, — уникальные физиологические и биологические характеристики человека, которые используются для установления или подтверждения личности

В случае предполетной идентификации пассажира требования к системе, несомненно, должны быть весьма и весьма высокие. Речь уже идет не только об идентификации человека для списания с банковской карты стоимости проезда (или оплаты каких-либо услуг), а об безошибочной идентификации пассажира для его регистрации на авиарейс. С последующим допуском в зону транспортной безопасности («чистую зону»), для которой установлен особый режим контроля и прохода, со строгими ограничениями и запретами.

Соответственно, до ввода в постоянную эксплуатацию новый программно-аппаратный комплекс должен пройти все тестовые проверки и испытания.

Турникеты с биометрическим оборудованием в аэропорту Пулково

Биометрические шлюзы с оборудованием для считывания биометрии, аэропорт «Пулково»
Источник фотографии: официальный сайт Администрации Санкт-Петербурга

К слову сказать, биометрические шлюзы обеспечивают повышенный уровень контроля прохода и могут зафиксировать такие нарушения, как: попытка прохода двух человек одновременно (даже если они прижались друг к другу), проход пассажира с ребенком на руках, пронос животного без переноски, нештатную попытку покинуть шлюз и т.д.

Тестирование биометрического оборудования для предполетной регистрации пассажиров внутренних авиарейсов в «Пулково» было начато в июне 2025 года.

Биометрические считыватели для распознавания лиц в аэропорту Пулково

Биометрические терминалы для распознавания лиц, аэропорт «Пулково»
Источник фотографии: официальный сайт Администрации Санкт-Петербурга

Первый этап тестирования включал в себя проверку скорости распознавания (идентификации), работу алгоритмов распознавания в случае сложных ситуаций (например, на попадание в поле зрение камеры сразу нескольких человек) и другие необходимые проверки.

Терминал для распознавания лиц в аэропорту Пулково

Биометрический терминал для распознавания лиц, аэропорт Пулково
Источник фотографии: официальный сайт Администрации Санкт-Петербурга

В один из биометрических шлюзов (также в тестовом режиме) встроен сканер рисунка вен ладоней — еще одно перспективное направление технологии идентификации. При поднесении ладони к сканеру с помощью ИК-датчика происходит считывание рисунка вен ладоней и распознавание личности. Впоследствии данный метод биометрической идентификации может быть внесен в ЕБС (наряду с изображением лица и образцом голоса).

В Китае тестовая эксплуатация оплаты метро с помощью ладони (на некоторых линиях, для пользователей, прошедших верификацию этого способа оплаты в WeChat Pay), была введена в 2018 году. В российском финансовом секторе данную технологию сейчас тестируют СБЕР и банк ВТБ совместно с Центром биометрических технологий (ЦБТ)

3 октября 2025 года, в целях оценки текущей степени готовности системы, демонстрационное тестирование биометрического сервиса «Мигом» было проведено в присутствии Заместителя Председателя Правительства — Руководителя Аппарата Правительства РФ Дмитрия Григоренко, министра экономического развития РФ Максима Решетникова, председателя ВЭБ.РФ Игорь Шувалов, губернатора Санкт-Петербурга Александра Беглова и губернатора Ленинградской области Александра Дрозденко.

В тестировании биометрической идентификации принял участие и Л.В.Сергеев — ген.директор ООО «Воздушные Ворота Северной Столицы» (ВВСС), проверив как работу оборудования на стойке регистрации

Гендиректор ВССС в аэропорту Пулково тестирует биометрическое оборудование

Гендиректор ВССС Л.В.Сергеев тестирует биометрическую идентификацию на стойке регистрации, аэропорт «Пулково»
Источник фотографии: официальный сайт Администрации Санкт-Петербурга

так и работу биометрических шлюзов.

Гендиректор ВССС тестирует биометрическое оборудование в аэропорту Пулково

Гендиректор ВССС Л.В.Сергеев тестирует работу биометрических шлюзов, аэропорт «Пулково»
Источник фотографии: официальный сайт Администрации Санкт-Петербурга

Глава Петербурга подчеркнул, что новая система повысит уровень безопасности и увеличит пропускную способность «Пулково». И это особенно важно для аэропорта, общий пассажиропоток которого в 2024 году уже превысил 20 миллионов пассажиров (суммарно внутренние и международные рейсы), а за первое полугодие 2025 года достиг отметки почти в 10 миллионов пассажиров.

Когда в «Пулково» завершится внедрение биометрическая идентификация

Как сообщается, услуги сервиса «Мигом» станут доступны «ограниченной группе пользователей», вылетающих внутренними рейсами из аэропорта «Пулково» и зарегистрированных в базе российской Единой биометрической системы, в 2026 году.

Для полной реализации проекта и массового использования данной технологии планируется подготовить ряд изменений в законодательство, включая проведение обсуждений и согласований с силовыми ведомствами. То есть примерный «горизонт» отладки не только технических, но и правовых и организационных вопросов — оценивается в несколько лет. После окончательной проверки работы всех систем — данный опыт будет масштабирован на другие российские аэропорты.

Биометрическая идентификация должна стать удобной альтернативой паспорту при прохождении предполётных процедур. При этом пассажир всегда сможет выбрать, какой именно способ подтверждения своей личности для него наиболее предпочтителен — по биометрии или с использованием паспорта.

Плакат биометрической системы МИГОМ в аэропорту Пулково

Биометрический сервис «Мигом», аэропорт Пулково
Источник фотографии: официальный сайт Администрации Санкт-Петербурга

После внедрения сервиса «Мигом» процедура регистрации на рейс, прохождение зоны контроля и непосредственной посадки в самолет будет проходить без предъявления паспорта. Достаточно будет отсканировать QR-код на посадочном талоне и посмотреть в терминал.

Что необходимо для прохождения биометрической идентификации в «Пулково»

Для того, чтобы воспользоваться всеми плюсами сервиса биометрической идентификации, биометрические данные пассажира должны быть зарегистрированы в Единой биометрической системе.

В настоящее время существует три типа биометрии:

  • Упрощенная (действует 3 года)
  • Стандартная (действует 3 года)
  • Подтвержденная (действует 5 лет)

Самостоятельная регистрация биометрии в ГИС ЕБС

Самостоятельно зарегистрировать биометрию (упрощенную и стандартную) можно с помощью мобильного приложения «Госуслуги Биометрия» (доступно для скачивания на RuStore, Google Play, App Store и AppGallery).

Зарегистрировать биометрию можно с любого Android-смартфона (с версией Android 10 и выше) или iOS (версии iOS 13 и выше). Минимальное разрешение камеры в телефоне должно быть 1280х720 пикселей. При регистрации рекомендуется воспользоваться сетью Wi-Fi (или высокоскоростным интернетом 4G/LTE), что ускорит процесс передачи фотографии и записи голоса и позволит ускорить регистрацию.

Срок действия зарегистрированной биометрии отображается на главном экране приложения «Госуслуги Биометрия».

Регистрация подтвержденной биометрии в ГИС ЕБС

Для регистрации подтвержденной биометрии необходимо очное посещение банка. С перечнем банков-партнеров и их отделений можно ознакомиться на официальном сайте ЕБС. Например, для Санкт-Петербурга и Ленинградской области — их сотни.

Скриншот выбора банков для регистрации биометрии

Выбор банка-партнера для регистрации биометрии для ЕБС
Источник изображения: официальный сайт ЕБС

При себе необходимо иметь паспорт и СНИЛС. При регистрации биометрических данных сотрудник банка сделает вашу фотографию и запишет образец голоса. Срок действия любого типа зарегистрированной биометрии отображается на главном экране приложения «Госуслуги Биометрия».

Управление своей биометрией

Управлять своей биометрией можно из личного кабинета Госуслуг (раздел «Профиль» — вкладка «Биометрия»). Там также будет указан срок её действия и место регистрации. В этом же разделе один кликом биометрию можно удалить. В разделе «Cогласия» можно отозвать согласия на обработку данных у отдельных организаций.

Развитие биометрической идентификации в России

Отметим, что внедрение биометрических сервисов проводится уже семимильными шагами. Возможность оплаты проезда в петербургском метрополитене с помощью технологии бесконтактной идентификации с весны 2025 года работает на станциях «Гостиный двор», «Площадь Восстания» (Московский вокзал), «Приморская» и «Новочеркасская». Для возможности использования оплаты по биометрии у пассажира должен быть подключен сервис биометрии и в этом случае можно спокойно оплачивать проезд в метро просто посмотрев в камеру установленного на турникете специального терминала.

Как сообщил заместитель главы АО «Центр биометрических технологий» Владислав Святик, до конца 2025 года возможность оплаты проезда с помощью биометрических данных планируется внедрить во всех метрополитенах России.

Биометрические сервисы активно внедряются не только на объектах транспорта. Биометрическая идентификация уже присутствует для идентификации при входе на Госуслуги, в МФЦ, для получения карты болельщика, в банковском секторе, для подтверждения личности при заселении в отелях и гостиницах, для оплаты в магазинах, ресторанах и кафе и т.д.