2 часа 15 минут — ровно столько будут тратить пассажиры ВСМ, добираясь из Санкт-Петербурга в Москву или из Москвы в Санкт-Петербург. Поезда при этом будут курсировать с периодичностью 10-15 минут и эти, как казалось ранее, мечты, должны воплотиться в обыденную повседневность уже в 2028 году.
Развитие высокоскоростного железнодорожного движения в России
Высокоскоростная магистраль (ВСМ) между Москвой и Санкт-Петербургом — это пилотный, первый проект по созданию в России электрифицированной двухпутной железнодорожной линии, рассчитанной на движение поездов со скоростями более 250 км/час (до 400 км/час). В настоящий момент железных дорог такого уровня в нашей стране нет.
Конечно, с декабря 2009 года у нас функционирует скоростная железная дорога Москва – Санкт-Петербург, на которой эксплуатируются поезда «Сапсан» (производства компании Siemens). 7 мая 2009 года, в период тестовых проверок, состав «Сапсан» смог развить максимальную скорость 291 км/ч, однако фактическая максимальная скорость данных составов на маршруте протяженностью 645 км не превышает 250 км/ч.
Напомним, что из Москвы скоростные поезда «Сапсан» ежедневно отправляются с Ленинградского вокзала и прибывают в Санкт-Петербург на Московский вокзал. Ежемесячно скоростные поезда «Сапсан» перевозят около полумиллиона пассажиров.
Согласно текущего расписания, представленного на официальном сайте ОАО «РЖД», время в пути на «Сапсане» между Москвой и Санкт-Петербургом составляет от 3 часов 47 минут до 4 часов 05 минут (в зависимости от расписания).
17 декабря 2024 года поезда «Сапсан» отметили свое 15-летие работы на российских железнодорожных линиях и, как сообщила пресс-служба ОАО «РЖД» за этот период перевезли почти 63 миллиона пассажиров
Также до некоторых пор между Санкт-Петербургом и Хельсинки курсировал скоростной поезд «Аллегро», который развивал скорость до 220 км/час, но в настоящее движение по данному направлению прекращено.
ВСМ Москва – Санкт-Петербург
Программа развития высокоскоростного движения в России была подготовлена в 2006 году, а в июне 2008 года Правительство РФ одобрило Стратегию развития железнодорожного транспорта до 2030 года, согласно которой (с учетом поправок 2012 года), к реализации была предусмотрена сеть на базе трех высокоскоростных магистралей, с расчетной скоростью движения до 400 км/час:
- ВСМ-1 Москва – Санкт-Петербург;
- ВСМ-2 Москва – Казань;
- ВСМ-3 «Юг» Москва – Ростов-на-Дону – Адлер.
Обсуждения и выбор наиболее приоритетного направления продолжался еще несколько лет и, в итоге, в 2019 году было объявлено, что глава государства одобрил начало проектирования ВСМ-1 Москва – Санкт-Петербург.
Протяженность маршрута ВСМ-1, который будет проходить по территориям Московской, Тверской, Новгородской и Ленинградской областей, составляет 679 километров, расчетное время в пути — 2 часа 15 минут. К примеру, путь от Москвы до Твери займёт 39 минут, а от Санкт-Петербурга до Великого Новгорода — 29 минут. Всего же в пути составы ВСМ будут делать 12 остановок.
По оценкам городских властей, запуск ВСМ-1 позволит увеличить турпоток в Санкт-Петербург со стороны Москвы на 25%. Согласно расчетам, к 2030 году общий пассажиропоток составит порядка 23 миллионов человек в год
В августе 2023 года, на церемонии открытия движения по новой, третьей линии Московских центральных диаметров (МЦД-3), президент России заявил, что наступил момент для реализации высокоскоростной железнодорожной магистрали между Москвой и Санкт-Петербургом.
При строительстве МЦД-3, к слову сказать, разработчиками уже были учтены все необходимые «коридоры» для пропуска высокоскоростных поездов.
Концессионером ВСМ-1 выступает ООО «ВСМ Две Столицы», специально созданная для реализации данного проекта и зарегистрированная в Москве 12 января 2024 года. В свою очередь, ООО «ВСМ Две Столицы» принадлежит АО «УК ВСМ Две столицы», зарегистрированной в Москве в конце декабря 2023 года.
Куда будут приходить поезда ВСМ
Новый вокзал ВСМ в Санкт-Петербурге
В Санкт-Петербурге поезда ВСМ будут останавливаться на новом вокзале на четной стороне Лиговского проспекта, севернее сада Сан-Галли (симпатичный зеленый уголок в центре города, расположен по адресу: Лиговский пр., 62). Новый железнодорожный терминал будет вплотную примыкать к существующему Московскому вокзалу. Разработкой архитектурно-градостроительный облик будущего терминала высокоскоростной железнодорожной магистрали в Санкт‑Петербурге по заказу ОАО «РЖД» занимается ООО «Первый проектный институт».
Исторические склады Кокоревых будут сохранены, реконструированы и органично интегрированы в новый объем проектируемого вокзального комплекса с привокзальной площадью.
Транспортная доступность нового вокзала ВСМ в Санкт-Петербурге
Запуск движения по высокоскоростной магистрали, несомненно, приведет к значительному увеличению пассажиропотока. Для минимизации нагрузки на станции метро «Площадь Восстания» (Кировско-Выборгская, красная линия) и станции метро «Маяковская» (Невско-Василеостровская, зеленая линия), запланировано создание второго выхода со станции метро «Лиговский проспект-1» (Лахтинско-Правобережная, оранжевая линия). Также для обслуживания нового вокзала предусмотрена новая станция метро «Лиговский проспект-2» (строящейся Красносельско-Калининской, коричневой линии).
Работы по строительству станции метрополитена синхронизировано с рабочим графиком строительства ВСМ и это означает, что открытие станции метро «Лиговский проспект-2» также запланировано в 2028 году.
Для обеспечения транспортной доступности будущего терминала планируется строительство тоннеля в створе: улица Черняховского – Товарный переулок, реконструкция привокзальной площади на Лиговском проспекте и пробивка Миргородской улицы до Чернорецкого переулка, строительство Военной улицы.
Новый вокзал ВСМ в Москве
В Москве новый вокзал ВСМ планируется построить рядом со станциями «Рижская» Калужско-Рижской и Большой кольцевой линий, он будет иметь пересадки на все пять линий МЦД.
Новые высокоскоростные поезда для ВСМ
Учитывая, что для новой высокоскоростной железнодорожной сети России потребуются совершенно новые подвижные составы, было определено головное предприятие по их созданию и строительству — «Синара – транспортные машины» (СТМ), которая должна была разработать и поставить для нужд ВСМ современный отечественный подвижной состав нового поколения.
Производство новых составов запланировано на заводе «Уральские локомотивы» (данное предприятие выпускает известные всем поезда «Ласточка»).
Всего в создании нового инновационного поезда принимают участие более 20 регионов России. Ожидается, что в строительстве ВСМ будет задействовано около 40 тыс. человек, а после её ввода будут созданы 5,6 тысяч постоянных рабочих мест
В настоящее время в «портфеле заказов» СТМ 43 новых высокоскоростных состава для ВСМ.
Новые составы для ВСМ
Известно, что новые составы будут состоять из 8 вагонов, а вместимость поезда составит 454 пассажира. В новых вагонах будет четыре класса комфорта, например, состав из восьми вагонов будет включать в себя:
- вагон бизнес-класса (68 мест);
- вагон первого класса (21 место, в том числе: 15 сидячих мест, переговорная — 4 места, купе-сьют — 2 места);
- два вагона класса «Стандарт» (общая вместимость 135 мест);
- четыре вагона класса «Комфорт» (общая вместимость 230 мест).
Конечно, в каждом составе будет предусмотрен вагон-бистро с баром.
Поезд, разработка которого ведется в настоящее время, имеет специальную аэродинамическую форму, что позволяет обеспечить минимальный коэффициент сопротивления, повысить энергетическую эффективность и, по сравнению с другими поездами, сделать ход более тихим и комфортным. Согласно техническому заданию, базовая скорость нового высокоскоростного состава будет составлять 360 км/час, с возможностью разгона до 400 км/час.
Первый полномасштабный макет нового вагона высокоскоростного поезда, получившего название «Белый кречет», был представлен публике 30 августа 2024 года на проходящей в Москве выставке «Станция Манеж. Московский транспорт – 2030».
А уже в декабре 2024 года, в рамках форума-выставке «Транспорт России», был презентован возможный экстерьер первого российского высокоскоростного поезда, выполненного в спокойных серых тонах, с изображением летящей птицы на боковых поверхностях головного вагона, флагом России и названием — «Белый кречет».
Почему новый поезд получил название «Белый кречет»
Так уж сложилось, что скоростные поезда в России стали называть «птичьими» именами (например: «Иволга», «Сапсан», «Ласточка», «Орлан», «Финист» и другие) и это вовсе не случайность. Птицы могут развивать высокую скорость перемещения, птицы элегантны, изящны и, кроме того, такие названия достаточно легко запоминаются. Название «Белый кречет» (самая крупная, птица из семейства соколиных) продолжает эту славную традицию.
Доступ в сеть Интернет
Для пассажиров «Белого кречета» на всей протяженности ВСМ между Москвой и Санкт-Петербургом будет доступен высокоскоростной доступ в Интернет, что подразумевает полноценное цифровое покрытие по всему маршруту.
В каком году запланировано начало строительства ВСМ
Как сообщается, Строительство основного участка магистрали планируется начать в середине 2025 года.
В каком году будет построена и начнется движение поездов по ВСМ
Планируется, что новая высокоскоростная магистраль между двумя столицами будет полностью запущена 1 апреля 2028 года. Время в пути составит 2 часа 15 минут. Расчетный пассажиропоток между двумя городами к 2030 году — около 23 миллионов человек в год.
Сколько будет стоить проезд на ВСМ Москва – Санкт-Петербург
Конечно, один из важных показателей любого коммерческого проекта — его экономическая эффективность и целесообразность. Что, соответственно, оказывает существенное влияние на ценовые параметры (стоимость билетов) для будущих пассажиров. Какие конкретно цены на билеты мы увидим весной 2028 года — предсказывать не будем, однако вполне можем сообщить цифры, озвученные замминистра транспорта РФ Дмитрием Зверевым на выступлении 25.09.2024 на пленарном заседании Госдумы по вопросу внесения изменений в федеральный закон «О железнодорожном транспорте в РФ» и, конкретно, статьи федерального закона «Устав железнодорожного транспорта РФ» (о высокоскоростном железнодорожном транспорте).
Итак, как сообщил Д.Зверев: «С точки зрения ценовых параметров, что заложено в модель Москва – Санкт-Петербург… стоимость билета на начало движения, оно запланировано третий квартал 2028 года, составляет 8 тысяч 905 рублей в сегодняшних расчетах…».
Стоимость строительства ВСМ-1
На конец 2024 года стоимость реализации ВСМ Москва – Санкт-Петербург оценивалась в 2,165 трлн руб., в том числе — 1,756 трлн руб. на создание инфраструктуры и 409 млрд руб. — на приобретение высокоскоростных поездов «Белый кречет».