Аэропорт «Пулково» - воздушные ворота Санкт-Петербурга

Международный аэропорт Пулково Санкт-Петербурга

Международный аэропорт «Пулково», «воздушные ворота» Северной столицы, ведет свою историю с 1932 года и в настоящее время является одной из лучших воздушных гаваней в Европе по качеству обслуживания пассажиров и одним из самых современных и крупнейших аэровокзальных комплексов России.

Код аэропорта - LED. Данный код был присвоен аэропорту в то время, когда наш город носил название Ленинград. Российский код аэропорта «Пулково» - ПЛК.

В настоящее время в «Пулково» предоставляют свои услуги около 70 авиакомпаний.

История аэропорта «Пулково»

Аэродром «Шоссейная»

Проектные работы по созданию аэродрома в Ленинграде были начаты осенью 1930 года. Для этого было сформировано строительное управление и небольшое проектное бюро. В конце декабря 1930 года план аэродрома был рассмотрен на совещании в Ленинградском авиационном институте и одобрен ВО ГВФ («Всесоюзное общество Гражданского воздушного флота») и практически незамедлительно (уже в начале февраля 1931 года), на участке между окружной железной дорогой и Пулковскими высотами, недалеко от деревни Каменка, начались работы по строительству аэропорта.

В начале 1932 года строящийся аэродром был объявлен ударной стройкой. Строительные бригады были усилены, работы велись практически круглосуточно.

Официальное открытие нового Ленинградского аэропорта состоялось, как и было запланировано, 24 июня 1932 года. В этот день было принято два авиарейса с пассажирами и почтой из Москвы и начались регулярные полеты.

Свое первое название новый аэропорт получил от расположенной неподалеку железнодорожной станции «Шоссейная».

Здание аэровокзала аэропорта Шоссейная

Здание аэровокзала аэропорта «Шоссейная», 1933 год

Дата открытия первых пассажирский авиаперелетов считается своеобразным днем рождения аэропорта.

24 июня 2021 года аэропорту «Пулково» исполнилось 89 лет

Спустя несколько лет, в 1936 году, было начато строительство нового, двухэтажного здания по проекту архитектора Генриха Владимировича Майзеля (с колоннадами, облицовкой камнем, скульптурными группами). Со стороны Пулковского шоссе планировалось разбить площадь с фонтанами и декоративными растениями.

Развитие аэропорта «Шоссейная»

К строительству нового здания аэровокзала вернулись после победы в Великой Отечественной войне. Конечно, речь шла не только о продолжении строительства. После страшной, разрушительной войны требовалось восстановить и уничтоженные в военные годы аэропорт и авиагородок. После этого - вновь возобновить регулярные авиаперелеты, открыть новые маршруты не только на местных линиях, но и с Севером и Дальним Востоком и увеличить количество авиаперевозок.

Работы по завершению проекта аэровокзала были поручены Александру Ивановичу Гегелло - одному из мастеров советского зодчества, представителю ленинградской архитектурной школы конструктивизма.

Открытие нового монументального здание аэровокзала «Шоссейная» состоялось в 1951 году.

Новое здание аэровокзала аэропорта Шоссейная 1951 год

Новое здание аэровокзала аэропорта «Шоссейная», 1951 год

Аэропорт «Пулково»

В 1973 году, по проекту архитектора Александра Владимировича Жука был построен суперсовременный, по тем временам, аэропорт, с пропускной способностью до 2650 пассажиров в час. Для регистрации пассажиров были предусмотрены 24 регистрационные стойки, для приема и выдачи багажа - конвейерные линии. В здании аэровокзала также разместили почту, кафе и ресторан.

Первых пассажиров новый аэровокзал принял в ночь с 24 на 25 апреля 1973 года.

За свой необычный архитектурный облик, который зданию придавали пять стеклянных башен, по форме чем-то напоминающих пять перевернутых и установленных в ряд граненых стаканов, аэропорт в шутку стали называть «Пять стаканов».

Здание нового аэровокзала Пулково-1 1973 год

Здание аэровокзала аэропорта «Пулково-1», 1973 год

Одновременно с открытием нового аэровокзала, в строй ввели вторую взлетно-посадочную полосу.

Новый аэровокзал стал называться «Пулково-1», в честь находящихся рядом Пулковских высот.

Спустя семь лет, в 1980 году в отремонтированном здании первого аэровокзала (открытого в 1951 году) открыли второй аэровокзальный комплекс «Пулково-2», который стал использоваться для обслуживания международных направлений.

Аэропорт «Пулково» в наши дни, планы развития

С 2010 года Оператором «Пулково», на основании Соглашения о создании, реконструкции эксплуатации на основе государственно-частного партнерства (ГЧП) объектов, входящих в состав имущества аэропорта «Пулково», является ООО «Воздушные Ворота Северной Столицы» (ВВСС). Соглашение было заключено между Санкт‑Петербургом в лице Правительства города, АО «Аэропорт «Пулково» и ВВСС. Акционерами ООО «Воздушные Ворота Северной Столицы» являются: VTB Capital, Fraport, Qatar Investment Authority (QIA), РФПИ и пул иностранных инвесторов.

Первая фаза развития «Пулково»

В рамках первого этапа развития аэропорта было принято решение о строительстве нового, отвечающего всем современным требованиям здания пассажирского терминала «Пулково». Первая свая в основание здания былв забита в ноябре 2010 года, строительство велось в период 2010 - 2013 гг. Площадь нового терминала, примыкающего к существующему зданию аэровокзала, составила 170 000кв.м. Тестовая эксплуатация началась 4 декабря 2013 года, в этот же день в 10-30 утра из нового терминала был отправлен первый рейс авиакомпании «Россия» по маршруту Санкт-Петербург - Дюссельдорф.

В огромных, просторных залах нового терминала разместились 88 стоек регистрации, в зонах прибытия - 7 лент выдачи багажа, одна из которых может быть попеременно задействована как для внутренних, так и для международных рейсов.

Для удобства передвижения пассажиров в новом здании смонтировано 24 эскалатора и 60 лифтов, на всей территории организована безбарьерная среда для маломобильных пассажиров.

Зал нового терминала украшен несколькими фигурами ангелов в человеческий рост, у которых вместо классических ангельских крыльев с перьями - крылья самолетов с авиационными двигателями. Автор скульптур - художник Дмитрий Шорин.

Ангел у выхода на посадку в аэропорту Пулково

На 13 000кв.м коммерческих площадей разместились 25 ресторанов и кафе и около сорока различных магазинов.

Также в 2014 году были завершены работы по реконструкции старого здания терминала «Пулково-1». После этого старый и новый терминалы были объединены просторной пешеходной галереей, образовав единый аэровокзальный комплекс. Первая фаза реконструкции терминала «Пулково-1» была завершена в 2015 году.

Общий объем инвестиций в рамках первой фазы развития воздушной гавани Северной столицы в период с 2010 по 2015 год включительно составил 1,2 млрд.евро.

Скульптура Петра Первого в аэропорту Пулково-1

Скульптура Петра Великого в обновленном терминале «Пулково-1»

Пассажиропоток аэропорта «Пулково»

В 2018 году аэропорт «Пулково» обслужил 18 122 286 пассажиров, что на 12,4% превышает результат 2017 года. При этом на внутренних воздушных линиях по итогам 2018 года (по сравнению с 2017 годом) пассажиропоток вырос на 10,8%, что составило 11 028 468 человек.

11 июля 2018 года (следующий день после прошедшего в Санкт‑Петербурге полуфинала Чемпионата мира по футболу FIFA 2018), за одни сутки аэропорт встретил 74 608 человек, что стало абсолютным максимумом в истории воздушных ворот Северной столицы

На международных воздушных линиях за указанный период объем перевозок увеличился на 14,9% относительно показателя 2017 года - до 7 093 818 человек.

В 2019 году аэропорт «Пулково» обслужил 19 581 262 пассажиров, что на 8,1% превышает результат 2018 года и стало рекордным показателем за все время его работы

Самыми востребованными внутренними направлениями из «Пулково» по объёму пассажиропотока в 2019 году стали Москва, Симферополь, Сочи Калининград и Екатеринбург. Среди международных направлений в лидерах оказались Анталья, Минск, Франкфурт-на-Майне, Мюнхен и Париж.

Седьмая «степень свободы воздуха» для «Пулково»

Еще одним значительным шагом в развитии петербургского аэропорта стал введенный с 01 января 2020 года (пусть пока в качестве пилотного проекта) режим «открытого неба». Ограничение по седьмой «степени свободы воздуха» для полетов иностранных авиакомпаний в Санкт-Петербург был снят сроком на пять лет.

Вторая фаза развития «Пулково»

Неуклонный рост пассажиропотока, который достаточно быстро приближается к максимальной пропускной способности аэропорта (оцениваемой в 25 миллионов пассажиров в год), показал необходимость дальнейшего развития и расширения воздушной гавани Петербурга.

В рамках второй фазы развития аэропорта «Пулково» планируется продлить здание нового терминала, провести реконструкцию привокзальной площади перед терминалом А, расширить южную и северную посадочные галереи, построить новый посадочный сателлит (площадью 52000кв.м), соединенный с основным зданием аэровокзального комплекса подземным тоннелем под перроном, построить новые ангары для для стоянок самолетов и т.д. В настоящее время рассматривается несколько вариантов развития и какой мастер-план будет в итоге одобрен, мы узнаем позднее.

Итогом столь масштабных работ должно стать увеличение пропускной способности «Пулково» до 35-40 миллионов пассажиров в год к 2040 году.

В нескольких километрах от аэропорта, на территории аэрокомплекса «Пулково-2» планируется построить «Аэрополис» - специальную экономическую зону, пакет соглашений о строительстве которой был подписан на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ-2021).

Отели рядом с аэропортом «Пулково-1»

Около нового терминала расположен отель Park Inn by Radisson Pulkovo Airport St.Petersburg, который соединен с терминалом крытым переходом.

На территории самого терминала, на 1 этаже, также находится футуристический капсульный отель AEROSLEEP Capsule Pulkovo. Для постояльцев предлагаются спальные места размером 140x200см, подушки, одеяла и одноразовое постельное белье. В каждой капсуле есть розетка 220В для зарядки устройств и бесплатный Wi-Fi.

Скидки для держателей «Единой карты петербуржца» на услуги аэропорта «Пулково»

Для владельцев «Единой карты петербуржца», действующей на территории города с марта 2018 года, в аэропорту предусмотрен ряд скидок на различные услуги аэропорта:

  • скидка 15% на услугу упаковки багажа;
  • скидка 15% на при оплате бизнес-салона аэропорта;
  • скидка 15% на услугу Fast Track (данный сервис предоставляет возможность прохождение всех обязательных процедур, таких как регистрация на авиарейс, таможенный и паспортный контроль и т.д., в ускоренном порядке и без очередей, в сопровождении представителя аэропорта).
В зале ожидания терминала «Пулково-1» снимался один из эпизодов «Ирония судьбы, или С легким паром!». Один из наших самых любимых советских телевизионных фильмов был впервые показан в Советском Союзе 1 января 1976 года

Арт-объекты в аэропорту «Пулково-1»

Скульптура «Авиатор»

Перед зданием нового аэровокзала установлен притягивающий взоры необычный арт-объект — бронзовая скульптура «Авиатор», работы петербургского скульптора Дмитрия Каминкера.

Скульптура Авиатор в аэропорту Пулково-1

Скульптура «Авиатор» в аэропорту «Пулково-1»

Скульптура цветка одуванчика, символа мира и доброты

Рядом со скульптурой «Авиатор» находится еще один арт-объект — установленная в 2017 году скульптура цветка одуванчика, символа мира и доброты, работы скульптора Григория Потоцкого.

Скульптура цветка одуванчика, символа мира и доброты в аэропорту Пулково-1

Скульптура цветка одуванчика, символа мира и доброты в аэропорту «Пулково-1»

Как сообщала пресс-служба «Пулково», петербургский аэропорт стал первым в России, который принял у себя «Символом мира и доброты Одуванчик», являющийся проектом Международной академии доброты, таким образом дав старт международной акции по размещению скульптур других воздушных узлах. Главным организатором проекта выступает бизнесмен, общественный деятель и меценат Аркадий Пекаревский.

Образ скульптуры созвучен с миссией академии — «сеять добро на земле». Ведь при малейшем дуновении белоснежные семена-зонтики цветка мгновенно разлетаются в разные стороны и дают новые всходы. Для установки были выбраны именно аэропорты, так как там пересекаются жизни миллионов людей: разных социальных статусов, национальностей, вероисповеданий и культур. В будущем планируется установить около 100 скульптур одуванчиков в международных аэропортах по всему миру. На момент установки в «Пулково» скульптура одуванчика была уже установлена в 30 странах.

Как доехать до аэропорта «Пулково» или из аэропорта в Петербург

Общественный городской пассажирский транспорт

Между терминалом аэропорта «Пулково» и Санкт-Петербургом на регулярной основе курсируют автобусы:

  • № 39 — от (до) станции метро «Московская» Московско-Петроградской (синей) линии. Автобус № 39 следует со всеми остановками, расчетное время в пути: 35 минут. Расчетный интервал движения: 5-7 минут.
  • № 39Э — от (до) станции метро «Московская» Московско-Петроградской (синей) линии. Автобус-экспресс № 39Э в сторону аэропорта следует без промежуточных остановок, расчетное время в пути: 27 минут. Расчетный интервал движения: 13-20 минут.
  • № 82Э — от (до) станции метро «Проспект Ветеранов» Кировско-Выборгской (красной) линии. Автобус-экспресс № 82Э начал курсировать с конца 2023 года и также как маршрут № 39Э следует в аэропорт без промежуточных остановок. Расчетное время в пути: 25 минут. Расчетный интервал движения: 15-16 минут.

Если вы едете на экспресс-автобусе № 82Э из аэропорта «Пулково» в сторону станции метро «Проспект Ветеранов», то напоминаем, что с 1 марта 2024 года на данном маршруте были введены две дополнительные «остановки по требованию»:

  • «Бульвар Новаторов, станция метро «Проспект Ветеранов» — на Дачном проспекте у бульвара Новаторов;
  • «Проспект Ветеранов» — на проспекте Ветеранов.
Автобусы 39 39Э 82Э метро Петербург в аэропорт Пулково-1

Схема движения автобусов №№39, 39Э и 82Э от метро Петербурга в аэропорт «Пулково-1»

Для выхода на «остановке по требованию» необходимо заранее подать сигнал водителю, нажав на кнопку на поручне около двери.

На маршрутах курсируют курсируют новые автобусы, рассчитанные на перевозку до 170 человек, оборудованные двигателями экологического стандарта Евро-5, кондиционерами и полностью приспособленные для проезда маломобильных граждан. Есть валидаторы, позволяющие выполнить оплату проезда бесконтактными банковскими картами. Кроме того, на ЖК-терминалах, установленных в пассажирском салоне, транслируется информации о вылетах и прилётах.

Где расположены автобусные остановки в аэропорту Пулково

Если вы уезжаете из аэропорта, то остановка автобусов расположена прямо напротив выхода из зала прибытия (1 этаж терминала).

Если вы приезжаете в аэропорт, то остановка прибытия расположена на пандусе, на уровне третьего этажа терминала. Это удобно, так как вы сразу попадаете в зал регистрации. К слову сказать, высадка из такси производится здесь же.

Стоимость проезда на автобусе в аэропорт Пулково (или из аэропорта Пулково в город)

Автобус — это самый бюджетный способ проезда, стоимость разовой поездки (одна поездка или одно место багажа) в наземном транспорте Петербурга (по состоянию на 2024 год) составляет 65 рублей. Если оплата планируется Единым электронным билетом, записанным на карту «Подорожник», стоимость составит 44 рубля.

Если потом планируется поездка на метро, то один жетон обойдется в 70 рублей (поэтому лучше приобрести проездной или Единый электронный билет «Подорожник», скидки на поездки будут ощутимые).

Подробнее о стоимости проезда и способах оплаты проезда на различных видах транспорта в Санкт-Петербурге вы можете почитать здесь.

Обратите внимание, что на аэровокзальной площади, непосредственно у выхода из терминала аэропорта, работает киоск по продаже проездных билетов на общественный транспорт, используемых на территории Санкт-Петербурга. Ориентир — автобусная остановка, с которой отправляются автобусы до станций метро «Московская» и «Проспект Ветеранов».

Такси в/из «Пулково»

В настоящее время в аэропорту «Пулково» работают официальные стойки такси Яндекс Go. Услуга такси может быть оформлена сразу по прибытию в Северную столицу, в зоне выдачи багажа внутренних рейсов и сразу после выхода из зоны выдачи багажа международных рейсов. Оплата поездки производится сразу на стойке, водителю надо лишь показать чек.

Выбор сервиса такси для поездки в аэропорт «Пулково» достаточно обширен, здесь уже вопрос личных приоритетов или привычек.

Каршеринг в аэропорту «Пулково»

Мир сервисных услуг не стоит на месте и в нашей жизни уже достаточно привычным стал еще один удобный сервис — каршеринг. Те, кто любит самостоятельно добираться до нужного места, могут воспользоваться услугами каршеринга компаний «Яндекс.Драйв» и «Делимобиль».

Каршеринг — вид краткосрочной аренды автомобиля с поминутной тарификацией

Место размещения автомобилей каршеринга — парковки Р2 и Р3.

План парковок каршеринга Р2 и Р3 в аэропорту Пулково

Фрагмент плана парковок в аэропорту «Пулково-1»

Перспективы развития транспортной доступности аэропорта «Пулково»

В перспективных планах до 2025 года рассматривается проект организации, в составе внутригородского маршрута Ораниенбаум-Белоостров, железнодорожного сообщения между аэропортом «Пулково» и северной частью города. Проект должен быть синхронизирован с работами второй фазы развития аэропорта, в частности, со строительством второго пассажирского терминала.

Аэропорт «Пулково» на карте Петербурга

Международный аэропорт «Пулково» находится в Московском районе Санкт-Петербурга.



Материалы по теме