Сегодня ночью в Кронштадте с причала морского портового комплекса «Моби Дик» и до здания Музея военно-морской славы перевезли вторую часть атомной подводной лодки К-3 «Ленинский комсомол». Легендарная АПЛ должна стать основным экспонатом строящегося в туристическом кластере «Остров фортов» Музея военно-морской славы.
Тем самым был завершен последний этап масштабной и сложнейшей инженерно-логистической операции по сухопутной транспортировке первой советской атомной субмарины.
И, одновременно, длившееся почти год путешествие атомохода из акватории судоремонтного завода «Нерпа» в Мурманской области (где подводная лодка хранилась с 2005 года) до Кронштадта: через Баренцево и Белое моря, по Беломоро-Балтийскому каналу с его девятнадцатью шлюзами, по акватории Онежского и Ладожского озёр, реки Свирь и Неву. Сложнейший маршрут протяженностью почти 2100км.
Первая отечественная АПЛ К-3 «Ленинский комсомол» (головной корабль проекта 627 «Кит») с ядерной энергетической установкой была заложена 24 сентября 1955 года в городе Северодвинск на заводе №402 (в настоящее время – ОАО ПО «Севмаш»). Спущена на воду 9 августа 1957 года.
Выведена из состава Северного флота в 1991 году
Кормовая 50-метровая часть АПЛ «Ленинский комсомол» весом 1200 тонн была доставлена на территорию Музея военно-морской славы «Остров фортов» 10 октября 2022 года. Перевозка кормовой части была проведена в два этапа:
- в ночь с 8 на 9 октября кормовую часть субмарины перевезли из кронштадтского портового терминала «Моби Дик» до временной стоянки на Кронштадтском шоссе
- в ночь с 9 на 10 октября проделали оставшуюся часть маршрута от стоянки на Кронштадтском шоссе до здания Музея военно-морской славы в парке «Остров фортов»
Носовую часть субмарины перевезли в один этап, от портового терминала «Моби Дик» сразу до здания музея.
Операция по сухопутной транспортировке первой советской атомной субмарины в Кронштадте — уникальна. Ранее нигде и никогда подводную лодку длиной более ста метров (пусть даже и разделенную на две части) не перевозили сухопутным путем и, тем более, по городским улицам. Только разработка технических решений заняла несколько месяцев.
Для перемещения по суше обеих частей АПЛ К-3 «Ленинский комсомол» был разработан самоходный модульный транспортер.
Источник фотографии: официальный сайт Администрации Санкт-Петербурга
Скорость передвижения транспортера составляет 2,5 км/ч.
Протяженность сухопутного маршрута составила около 4,5км. Казалось бы – совсем немного. Особенно, если вспомнить, сколько тысяч морских миль прошел наш атомоход за свою тридцатилетнюю службу.
За годы боевой службы в составе Северного флота (до 1991 года) субмарина прошла около 130 тысяч морских миль (то есть 240 тысяч километров)
Для того, чтобы провезти подводную лодку К-3 «Ленинский комсомол» по улицам Кронштадта и вписаться в повороты, предварительно был проведен большой комплекс подготовительных работ, в рамках которых демонтировали около семидесяти различных дорожных конструкций (мачт освещения, дорожных знаков и светофоров, две эстакады теплосети и т.д.) и сняли более 800 метров бортового камня.
Источник фотографии: официальный сайт Администрации Санкт-Петербурга
Все этапы по перемещению подводной лодки на место ее вечной стоянки в Музее военно-морской славы проводились ночью, то есть после завершения работы общественного транспорта и в период минимальной интенсивности движения по городским улицам других транспортных средств.
После завершения транспортировки, конечно, все демонтированные элементы дорожной инфраструктуры будут восстановлены. К самому Музею военно-морской славы проложили временную подъездную дорогу.
Источник фотографии: официальный сайт Администрации Санкт-Петербурга
Атомоход К-3 «Ленинский комсомол» – главный экспонат музея в Кронштадте
Обе части (носовая и кормовая) АПЛ были установлены в построенном между двумя историческими зданиями артиллерийских арсеналов крытом стеклянном павильоне Музея военно-морской славы.
Источник фотографии: официальный сайт Администрации Санкт-Петербурга
После чего начались работы по их позиционированию относительно друг друга и объединению.
Источник фотографии: официальный сайт Администрации Санкт-Петербурга
Установка подводной лодки такого размера в крытом наземном павильоне не имеет прецедентов в мире и является первым в своем роде реализованным проектом
Источник фотографии: официальный сайт Администрации Санкт-Петербурга
После завершения сборки корпуса будет восстановлен внешний первозданный облик атомной субмарины, установлены антенны, гребные винты, рули и стабилизаторы, восстановлены и отреставрированы внутренние отсеки, а также сформирована музейная экспозиция. Современная, с интерактивными программами экспозиция расскажет об истории становления российского морского флота, морских боевых походах и многих других интересных событиях. Будут представлены техника и технология кораблестроения.
Проект переоборудования АПЛ в корабль-музей разработан специалистами АО «СПМБМ «Малахит».
Именно сотрудниками конструкторского бюро «Малахит» в середине прошлого столетия был разработан проект первой советской атомной подводной лодки. А спустя 70 лет - проект разделения прочного корпуса подлодки (для возможности транспортировки АПЛ) и проект ее дальнейшей подготовки к музейному экспонированию
При реставрации субмарины приняты технические решения, обеспечивающие свободный доступ к экспозиции, в том числе, и маломобильных групп посетителей.
Тактико-технические характеристики АПЛ К-3 «Ленинский комсомол»:
- Длина подводной лодки: 107,4м, ширина – 7,9м, осадка – 5,6м;
- Водоизмещение надводное – 3065т, подводное – 4750т;
- Энергетическая установка – атомная, 2 водо-водяных реактора ВМ-А, мощность на валах 35 000 л.с.;
- Скорость подводного хода – 30 узлов, надводного – 15 узлов;
- Рабочая глубина погружения – 300м;
- Автономность плавания – 50-60 суток;
- Экипаж – 104 человека;
- Вооружение: 8 носовых 533-мм торпедных аппаратов (20 торпед), 6 торпед с ядерными зарядами по 15кт.
Когда можно будет посетить воссозданную подводную лодку К-3 «Ленинский комсомол»
Открытие Музея военно-морской славы запланировано к июню 2023 года.