Воскресенье, сентября 19, 2021

Яндекс.Погода

Набережная Обводного канала Санкт-ПетербургаЕще пару столетий назад по Обводному каналу проходила южная граница Санкт-Петербурга. Собственно говоря, поначалу никакого официального названия у рва на границе города и не было. Его называли и городской канал и новый канал. А за ним - городские предместья. Лишь позже его начала называть Обводным каналом. В отличие от Фонтанки и Мойки, по набережным которых горделиво расположились величественные дворцы знати, здесь никогда не было никакой парадности. Серость, фабричные районы, склады, дымящие трубы обступивших Обводный канал заводов и фабрик. В общем, обычная рабочая окраина.

Обводный канал – один из главных искусственных водных протоков Санкт-Петербурга и самый длинный из них. Протяженность канала составляет около 8,01км, ширина достигает 21 метра и глубина до 2 метров.

История строительства Обводного канала

Обводный канал строился в два этапа, захватив вторую половину 18 века и первую половину 19 века, и изначально был задуман как заградительное и оборонительное сооружение. Общее время строительства канала заняло более 60 лет, в разные периоды строительством руководители лучшие инженеры своего времени.

Кроме того, надеялись, что канал также сможет помочь при наводнениях. В те времена считалось, что наводнения были связаны с повышением уровня воды в Ладожском озере в период паводков, избыточные объемы которой, в свою очередь, по Неве доходили до города, вызывая затопления улиц и площадей. Истинная природа петербургских наводнений была выявлена позднее, но это, как говорится, уже другая история.

Первый этап строительства Обводного канала Петербурга

История первого этапа строительства канала начинается со времен императрицы Екатерины Великой, с конца 1760-х годов. По проекту инженера Л.Л.Карбонье канал был прорыт между рекой Екатерингофкой и Лиговским каналом. Согласно проекту ширина канала должна была быть 4 и 5 сажень (то есть 11 метров).

Сначала канал строился как городской пограничный ров для таможенных и пограничных целей. На главных магистралях, ведущих в город, были установлены заставы, на которых производился досмотр ввозимых в столицу товаров, а также осуществлялся паспортный контроль. В случае возникновения эпидемий ров мог служить как некая преграда в целях санитарной защиты.

Набережная Обводного канала Петербурга

Обводный канал, Санкт-Петербург (29.03.2021г)

Второй этап строительства Обводного канала Петербурга

Ко второму этапу строительства приступили в 1805 году, после выхода указа императора Александра I «Об устроении обводного около Санкт-Петербурга канала». По новому проекту Обводный канал должен был стать судоходной транспортной магистралью, соединяющей Неву со взморьем, минуя ее дельту и городской центр.

Руководство работами на восточном участке Обводного канала было поручено российскому военному инженеру, генерал-лейтенанту И.К.Герарду. Одновременно с новым строительством были выполнены работы по углублению и расширению существующего русла. Через несколько лет строительство канала было прервано Отечественной войной 1812 года. После окончания войны работы были продолжены, но уже под руководством инженеров П.П.Базена и Б.П.Э.Клапейрона.

Торжественное открытие Обводного канала для судоходства состоялось 25 октября 1833 года.

Канал, в том числе, оказался очень удобен и для грузовых перевозок (сырья, готовых изделий и т.д.), фактически соединив коротким водным путем разные зоны столицы, а речной порт, находящийся на Неве, с морским портом. Очень быстро дешевизну и удобство новой транспортной артерии оценили промышленники и по берегам канала стали появляться все новые и новые фабрики и заводы. Благо, бурный рост производства и промышленная революция 19 века тому немало способствовали.

Возникновение вдоль Обводного канала фабрично-заводского пояса имело и обратную, негативную сторону. В 19 веке, да и в начале 20 века, канал фактически стал открытым коллектором, в который сбрасывались сточные воды всех окрестных предприятий. Со всеми вытекающими неприятными последствиями. Перемешиваясь с дымом фабричных труб и источаемыми мыловаренным и костеобжигательным заводами удушливыми запахами, Обводный канал был буквально накрыт облаком очень специфического «аромата».

Обводный канал в наши дни

Современный, знакомый петербуржцам и гостям города облик Обводный приобрел в советское время, уже после Великой Отечественной войны, в 60-е годы прошлого века.

Обводный канал Санкт-Петербурга

Вид на Обводный канал с Ново-Московского моста (29.03.2021г)

Междугородный автобусный вокзал Санкт-Петербурга

В 50-е и в начале 60-х годов 20 века на месте, где сейчас находится Междугородный автобусный вокзал Санкт-Петербурга (открытый в 1963 году как Автовокзал №2), был огромный рынок. Он же - барахолка, на которую каждые выходные устремлялись людские реки.

Адрес Автовокзала: набережная Обводного канала, 36 (практически напротив Каретного моста).

Американские мосты на Обводном канале

Недалеко от Автобусного вокзала, в направлении Невы, между Каретным и Атаманскими мостами, находятся знаменитые арочные Американские мосты, ведущие свою историю с середины 19 века и построенные в рамках строительства первой русской железнодорожной магистрали Санкт-Петербург - Москва (ранее - «Николаевская железная дорога», с 1923 года и по настоящее время - «Октябрьская железная дорога»).

Интересные факты

Знаменитая Александровская колонна, воздвигнутая в центре Дворцовой площади в честь победы в войне с Наполеоном, имеет высоту 47,5 метров, а вес - 704 000 кг! Самое примечательное, что этот монумент совершенно никак не закреплен и в находится в вертикальном положении исключительно в связи с особенностями геометрической формы и колоссального веса.
Создание Летнего сада началось в мае 1704 года, всего через год после основания Санкт-Петербурга
Прогулка по Эрмитажу
Если на осмотр каждого экспоната огромной музейной коллекции Эрмитажа потратить всего одну минуту, то посетителю потребуется несколько лет