Заработала система наложения штрафов за проезд по ЗСД без оплаты

Пункт оплаты проезда Западный скоростной диаметр ЗСД Петербург

На Западном скоростном диаметре (ЗСД) Санкт-Петербурга, платной скоростной внутригородской автомобильной дороге, в августе заработала система наказания водителей, не оплативших проезд по ЗСД. Теперь, согласно принятым поправкам в КоАП РФ, таких нарушителей ждет административный штраф.

Первые административные дела уже находятся в производстве. Постановления выносятся по делам об административных правонарушениях, ответственность за которые предусмотрена статьей 12.21.4 КоАП РФ.

Поправки в КоАП РФ и штраф за бесплатный проезд по ЗСД

Поправки в «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (КоАП), обязывающее водителей оплачивать услуги проезда по платной трассе и предусматривающие штрафы за неоплату проезда, были приняты Федеральным законом «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2020 № 521-ФЗ (последняя редакция).

Эта мера была принята как для гармонизации законодательства в сфере транспорта, ранее не учитывающего (ввиду отсутствия) платные автомобильные трассы, так и с учетом постоянно фиксируемых систематических нарушений некоторыми пользователями условий пользования платной дорогой. Особенно эта проблема проявила себя при запуске платной Центральной кольцевой автомобильной дороги А-113 (ЦКАД), на которой, в отличие от других платных дорог, реализована система взимания платы «Свободный поток».

«Свободный поток» — система взимания платы полностью безбарьерного типа. На въезде на платные участки нет шлагбаумов, а установлена рамная опора, на которой размещено оборудование фиксации проезда. Водителю не требуется снижать скорость, транспортный поток движется как обычно. Оплата производится с лицевого счета пользователя по транспондеру или с помощью государственных регистрационных номерных знаков

На ЗСД — барьерная система взимания платы («открытого» типа, когда оплата взимается сразу при проезде через пункт взимания платы — ПВП), автомобили проезжают через пункты взимания платы, на которых в конце каждой полосы проезда установлен шлагбаум.

Пункт взимания платы Западный скоростной диаметр ЗСД Петербург

Пункт взимания платы на Западном скоростном диаметре (ЗСД), Санкт-Петербург

В зависимости от варианта оплаты, шлагбаум открывается автоматически (при использовании транспондера), либо в ручном режиме, если оплата идет ручным способом (кассиру или через терминал).


ДЛЯ СПРАВКИ. На других платных автомобильных дорогах, например на М-1, частично на М-4 (там внедрена система смешанного типа) и на всем протяжении М-11 «Нева», действует «закрытая» система взимания платы барьерного типа («закрытая» система взимания платы означает, что стоимость проезда зависит от того, на каком пункте взимания платы транспортное средство въехало на дорогу и на каком покинуло ее (т.е. учитывается фактическое расстояние, которое проехал пользователь платной дороги).


Выездные шлагбаумы в закрытом положении на ПВП км 679 М-11 Нева

Выездные шлагбаумы в закрытом положении на ПВП км 679 М-11 «Нева»

Размер штрафа за бесплатный проезд по Западному скоростному диаметру

Согласно 521-ФЗ в КоАП была внесена Статья 12.21.4. «Неисполнение обязанности по внесению платы за проезд транспортного средства по платным автомобильным дорогам, платным участкам автомобильных дорог». Согласно КоАП РФ Статья 12.21.4:

1. Неисполнение обязанности по внесению платы за проезд транспортного средства по платным автомобильным дорогам, платным участкам автомобильных дорог, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, — влечет наложение административного штрафа в размере одной тысячи пятисот рублей.

2. Неисполнение обязанности по внесению платы за проезд грузового транспортного средства или автобуса по платным автомобильным дорогам, платным участкам автомобильных дорог — влечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей.

В Санкт-Петербурге дела по данному виду правонарушений рассматривает Северо-Западное межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (СЗМУ ГАДН), расположенное по адресу: 190031, г.Санкт-Петербург, Набережная реки Фонтанки, д.105, лит.Б. Телефоны: +7 (812) 670-21-87 (с 09-00 до 17-30) и +7 (965) 766-32-04 (с 17-30 до 09-00).

Комитет по транспорту Администрации Санкт-Петербурга дополнительно информирует водителей, что работа ведомства по пресечению указанных правонарушений организована в полном объеме. Отлажена система взаимодействия между профильными организациями: оператором магистрали, СЗМУ ГАДН и ГИБДД, что в комплексе с фотовидеофиксацией, осуществляемой на всех пунктах оплаты проезда ЗСД, обеспечивает возможность выявления нарушений и наказания виновных лиц.

Аналогичное наказание последует и за бесплатный проезд платным дорогам, находящихся в управлении других Операторов.

Наказание за сбитый шлагбаум на платной дороге

Напомню, что порой некоторые водители баловались тем, что бампером автомобиля отводили стрелу шлагбаума и, довольные своей «смекалкой», бесплатно проезжали по платной дороге. Этому, в том числе, способствовало то, что на выезде с полосы взимания платы часто ставили специальные шлагбаумы с возвращающейся стрелой. То есть, чтобы не повредить транспортное средство, при наезде (ударе) стрела мягко откидывалась, потом поднималась и автоматически, плавно возвращалась обратно (в состояние «закрыто»).

Таким образом то, что изначально было запланировано как благо для автомобилиста (не рассчитал скорость и случайно въехал в стрелу шлагбаума или слишком резво нажал на педаль газа, а стрела еще не отработала поднятие и т.д.), некоторыми несознательными водителями стало использоваться совсем неправильно.

Как закономерный итог — данные типы шлагбаумов стали менять на обычные. И теперь при столкновении будет портиться не только стрела, но и ломаться сам механизм управления. Кстати, весьма дорогостоящий.

Теперь в случае столкновения автомобиля со шлагбаумом и причинения тем самым материального ущерба собственнику объекта, Оператор платной дороги в обязательном порядке будет осуществлять вызов ГИБДД и фиксировать факт дорожно-транспортного происшествия (ДТП). Как мы знаем, если водитель скрылся (покинул место ДТП), то сразу во всей своей грозной красе появляется КоАП РФ Статья 12.27. «Невыполнение обязанностей в связи с дорожно-транспортным происшествием». Статья 12.27 сулит достаточно неприятные для нарушителя последствия:

1. Невыполнение водителем обязанностей, предусмотренных Правилами дорожного движения, в связи с дорожно-транспортным происшествием, участником которого он является, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, — влечет наложение административного штрафа в размере одной тысячи рублей.

2. Оставление водителем в нарушение Правил дорожного движения места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся, при отсутствии признаков уголовно наказуемого деяния - влечет лишение права управления транспортными средствами на срок от одного года до полутора лет или административный арест на срок до пятнадцати суток.

Как оплатить проезд по ЗСД Петербурга

Для оплаты проезда по Западному скоростному диаметру наиболее удобно использовать транспондер (подробно об использовании транспондера, его преимуществах, покупке и возможности использования на других платных дорогах, можно прочитать в статье «Транспондер ЗСД станет платным с 10 марта 2020 года»). В настоящее время использование транспондера является самым распространенным способом оплаты, который практически вытеснил второй вариант — оплату кассиру наличными или банковской картой.



Материалы по теме