В Санкт-Петербурге впервые в России ввели ответственность за «шумные» автомобили и мотоциклы

Санкт-Петербурге ввели ответственность за шумные автомобили

Впервые в России в Санкт-Петербурге создан механизм привлечения к административной ответственности водителей «громких» (шумных) транспортных средств, рев двигателей которых, особенно в вечернее и ночное время, вызывает законное возмущение у жителей.

Для начала — откуда такой рев и грохот у некоторых проезжающих автомобилей или мотоциклов? Неужели такие транспортные средства сходят с заводского конвейера с уже изначально заложенным производитель таким увеличенным уровнем звука работающего двигателя? (речь, конечно, идет не о премиальных или гоночных спорткарах, а об обычных автомобилях)

Увы (или к сожалению), все гораздо проще. Просто-напросто некоторые авто- и мотолюбители в погоне за увеличением мощности своих «железных коней» и, возможно, желанием выделиться в серо-будничном, как им кажется, транспортном потоке, вносят в конструкцию своих ТС некоторые изменения, которые, несомненно, порой значительно увеличивают мощность, но с весьма ощутимым для окружающих побочным эффектом: резко возрастающим ревом (шумом) работающего двигателя.

Резкий, агрессивный рев таких двигателей даже днем, в транспортном потоке, шум которого перемешивается с шумом самой улицы — может заставить вздрогнуть и/или отвлечь внимание водителя (что уже создает потенциальную опасность для остальных участников дорожного движения) и, зачастую, пугает даже пешеходов. Что уж говорить о ситуации, когда шум от таких доработанных а-ля «спорткаров» городские жители слышат в вечернее или, что еще хуже, ночное время, когда часа в 2-3 ночи рев двигателя, от которого не спасают даже современные стеклопакеты, грубо и бесцеремонно вырывает вас из сладких объятий Морфея?

По какой статье могут наказать за «громкий» автомобиль или мотоцикл

Как поясняет пресс-служба ГУ МВД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, согласно действующему законодательству водитель «громкого» (шумного) транспортного средства может быть привлечен к ответственности по двум статьям Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП):

  • за превышение нормативов уровня шума — Статья 8.23 «Эксплуатация механических транспортных средств с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах либо нормативов уровня шума»;
  • за внесение в транспортное средство конструктивных изменений — Статья 12.5 «Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена, или транспортным средством, на котором незаконно установлен опознавательный знак «Инвалид».

Размер административных штрафов за выявленные нарушения требований Статьи 8.23 и Статьи 12.5 (п.1) в настоящее время составляют по 500 (пятисот) рублей. Возможно, вместо штрафа водитель получит только предупреждение, но это уже, конечно, на усмотрение сотрудника Госавтоинспекции. Пару-тройку лет назад, правда, уже поднимался вопрос о внесение в КоАП поправок, касающихся ужесточения ответственности «шумных» водителей, с увеличением размера штрафа до 5000 рублей, но эта инициатива, скорее всего, так и осталась на уровне инициативы и обсуждений.

При выявлении нарушения, кроме административного штрафа, водителю транспортного средства будет выписано постановление о том, что он должен устранить неисправность (то есть вернуться к исходным, предусмотренным производителем параметрам или зарегистрировать все внесенные изменения в установленном порядке) в течение 10 дней.

В случае, если в течение 10 дней владелец транспортного средства не приведет свой автомобиль или мотоцикл к исходным, предусмотренным производителем параметрам, то регистрация транспортного средства будет аннулирована, а государственный регистрационный знак будет списан в архив. Транспортное средство, соответственно, эксплуатировать будет нельзя, так как ТС будет считаться неисправным.

Согласно п.2.3.1 ПДД РФ: водитель транспортного средства обязан перед выездом проверить и в пути обеспечить исправное техническое состояние транспортного средства в соответствии с «Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения».

В Приложении к «Основным положениям по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностям должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения» (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 27 мая 2023г. №837), находим раздел «Перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств», п.8 «Двигатель»:

  • 8.5. Уровень шума выпуска отработавших газов транспортного средства превышает величины, установленные в таблице 9.2 приложения №8 к техническому регламенту. Указанная неисправность выявляется с использованием средств технического диагностирования.

Если мы обратимся к Приложению №8 «Требования к транспортным средствам, находящимся в эксплуатации», то в таблице 9.2. данного документа увидим значения предельного уровня шума двигателей (звуки работы двигателя и звуки от выхлопной трубы) для различных категорий транспортных средств. Например, для категорий L, М1 и N1 это значение составляет 96 децибел.

Предельные уровни шума выпуска двигателей транспортных средств

Рис. Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 018/2011
«О безопасности колесных транспортных средств»


Если водитель не выполнит требования Госавтоинспекции и продолжит ездить на своем «модернизированном» (тюнингованном) транспортном средстве, то ему может грозить лишение прав.

Категории транспортных средств

Категории транспортных средств определены в ГОСТ Р 52051-2003 «Механические транспортные средства и прицепы». Например, категории, перечисленные в первой строке приведенной выше Таблицы 9.2, включают в себя следующие транспортные средства:

  • Категория L — механические транспортные средства, имеющие менее четырех колес, и квадрициклы;
  • Категория М1 — транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров и имеющие, помимо места водителя, не более восьми мест для сидения;
  • Категория N1 — транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие максимальную массу не более 3,5 т.

Чем производится измерение уровня шума от автомобиля или мотоцикла

Замер шума, который издает транспортное средство, производится специальным сертифицированным прибором.