В Санкт-Петербурге продолжается строительство новой трамвайной линии «Купчино – Шушары – Славянка»

В Санкт-Петербурге, в рамках развития транспортной инфраструктуры, продолжаются работы по строительству новой скоростной трамвайной линии по маршруту «Станции метро «Купчино» — поселок Шушары — микрорайон Славянка» (трамвай «Славянка»).

Новая линия скоростного трамвая «Славянка» является одним из важнейших и социально значимых транспортных проектов Санкт-Петербурга, который позволит значительно улучшить транспортное сообщение в южных районах города и снизить нагрузку на улично-дорожную сеть.

Объект строится в рамках государственно-частного партнерства (ГЧП). Концессионное соглашение между Санкт-Петербургом и компанией «БалтНедвижСервис» по строительству и эксплуатации трамвайной линии «Славянка» было подписано еще в 2019 году и рассчитано на 30 лет. В рамках заключенного соглашения городская администрация предоставила земельные участки и необходимую инфраструктуру, а «БалтНедвижСервис» (Концессионер) создает трамвайную сеть на собственные и привлеченные средства.

Народное название новой трамвайной линии было выбрано по итогам проведенного в 2020 году он-лайн конкурса «Придумай трамваю имя!». Петербуржцы придумали около пятисот названий, из которых самым самым популярным стало, можно сказать, географическое  — трамвай «Славянка»

Экспертиза проектной документации проводилась Санкт‑Петербургским Центром государственной экспертизы летом 2022 года и уже в сентябре 2022 года было получено положительное заключение.

После завершения строительства и запуска в эксплуатацию трамвайная линия «Станции метро «Купчино» — поселок Шушары — микрорайон Славянка» станет второй частной трамвайной линией в городе (первая, как мы знаем, это трамвай «Чижик», с 2018 года курсирующий в северной части Северной столицы).

Трамвайная линия «Славянка» — скорость, современность, комфорт и экологичность

Протяженность новой трамвайной линии трамвая «Славянка», проходящей по территориям Московского, Фрунзенского и Пушкинского районов — 21 километр. По маршруту предусмотрено 24 остановочных пункта. Конечные остановки: Балканская площадь и микрорайон Славянка, при этом на конечных остановках построят крытые павильоны.

Как сообщается, конечный остановочный пункт на Балканской площади в Купчино станет первым в России «трамвайным вокзалом».

Трамвайный вокзал Санкт-Петербурга

«Трамвайный вокзал» новой трамвайной линии «Станции метро «Купчино» — поселок Шушары»
Источник визуализации: официальный сайт Администрации Санкт-Петербурга

Работы по строительству трамвайной линии разделены на два этапа:

  • I этап — от существующей конечной станции трамвая «Балканская площадь» (станция метро «Купчино») до конечной остановки «Новгородский пр.» (в поселке Шушары, на пересечении Новгородского пр. и Пушкинской ул.)
  • II этап — от конечной остановки «Новгородский пр.» до конечной станции Славянка (на пересечении Торопецкой ул. и Северской ул.)

Строящаяся трамвайная сеть будет полностью автоматизирована. Автоматика будет управлять движением вагонов, определять безопасное расстояние между ними и безопасный интервал движения. Будут внедрены системы подсчета пассажиропотока и система геопозиционирования, что позволит специалистам диспетчерского центра оптимизировать интервалы движения в режиме реального времени. Расчетный интервал движения трамваев в часы «пик» — 5 минут.

Для работы на линии будет закуплено 22 современных комфортабельных трехсекционных низкопольных трамвая вместимостью 220 мест (из которых 45 — посадочных). В трамвае предусматриваются две кабины управления, что позволит обойтись без разворотных колец, так как на конечных остановочных пунктах водитель будет просто переходить из одной кабины в противоположную.

Днем рождения петербургского трамвая принято считать 16 (29) сентября 1907 года. В этот день из ворот Василеостровского трамвайного парка на городские улицы вышел первый пассажирский электрический трамвай. В сентябре 2022 года петербургский трамвай отметил свое 115-летие

На перегонах вне городской застройки трамвай будет развивать скорость до 60км/час, что существенно повлияет на снижение времени движения по маршруту: поездка от метро «Купчино» до Славянки на трамвае займет в два раза меньше времени (по оценкам — до 30-40 минут), чем в нынешних реалиях на автотранспорте.

Трамвай — транспорт электрический, что, как минимум, минимизирует вредные воздействия на окружающую среду. Разработчиками предусмотрено создание удобных и экологически чистых зон ожидания, локальных очистных сооружений.

В рамках реализации проекта будет построено четыре путепровода и три моста (над реками Волковка, Кузьминка и Славянка).

Новая трамвайная линия Купчино - Славянка Санкт-Петербурга

Один из путепроводов новой трамвайной линии «Станции метро «Купчино» — поселок Шушары»
Источник визуализации: официальный сайт Администрации Санкт-Петербурга

В рамках I этапа будет возведен новый ферменный путепровод над кольцевой автомобильной дорогой (КАД) вокруг Санкт-Петербурга, который поднимет скоростной трамвай третьим уровнем над уже существующими развязками. В свою очередь данный участок путепровода трамвайной линии над КАД является частью большого путепровода (протяженностью более километра), который одновременно будет пересекать еще две транспортные инфраструктуры — Московское шоссе и Октябрьскую железную дорогу.

Ферменный путепровод для трамвая над КАД Санкт-Петербурга

Ферменный путепровод новой трамвайной линии над КАД Санкт-Петербурга
Источник визуализации: официальный сайт Администрации Санкт-Петербурга

В настоящее время дополнительно прорабатываются еще два перспективных маршрута трамвайной линии: к строящемуся в Пушкинском районе кампусу Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ), который вместе с перспективным научно-образовательным и инновационным центром ИТМО «Хайпарк» войдет в состав «Технологической долины», и к международному аэропорту «Пулково». После включения перспективных направлений до «Технологической долины» и аэропорта «Пулково» протяженность трамвайной линии «Славянка» увеличится практически в два раза.

Стоимость проезда на скоростном трамвае «Славянка»

Стоимость проезда в трамвае «Славянка» будет такой же, как и в городском наземном транспорте, с сохранением всех действующих льгот на проезд.

Когда должна быть построена новая трамвайная линия «Купчино — Славянка»

Завершение I этапа строительства трамвайной линии «Купчино — Славянка» от Балканской площади (станция метро «Купчино») до поселка Шушары планируется в конце 2025 года. В рамках данного этапа также будет построено новое трамвайное депо.

Завершение II этапа строительства трамвайной линии (до микрорайона Славянка) запланировано на 2026 год.

Социальный и экономический эффекты от строительства трамвайной линия «Купчино — Славянка»

По оценкам специалистов, новой трамвайной линией, которая обеспечит транспортную доступность не только существующих жилых массивов, но и перспективной застройки активно развивающихся южных районов Петербурга, ежегодно будут пользоваться не менее 13 миллионов пассажиров.

Строительство трамвайной сети позволит создать порядка 1500 рабочих мест (и это только на стадии выполнения работ) и даст дополнительный импульс развития смежным отраслям: производство стройматериалов, электроники, металлообработка, транспортное и энергетическое машиностроение, ИТ-компании.

Планируется, что благодаря реализации проекта бюджет Санкт Петербурга поступит свыше 20 млрд рублей, в консолидированный бюджет всех уровней — более 30 млрд рублей.



Материалы по теме