С 1 июня 2024 года станция метро «Фрунзенская» закрылась на реконструкцию, первый этап которой запланировано завершить 1 июня 2027 года. В течение трех лет станция метро «Фрунзенская» будет закрыта на вход и выход.
Станция метро «Фрунзенская»
Станция петербургского метрополитена «Фрунзенская» Московско-Петроградской (синей) линии была открыта 29 апреля 1961 года и свое название получила благодаря расположенному неподалеку (на другой стороне Обводного канала) Фрунзенскому универмагу. К слову — крупнейшему в то время универмагу, построенному в 1934-1938 годах в стиле сталинского неоклассицизма.
Надземный вестибюль станции «Фрунзенская» построен по типовому проекту архитекторов Арона Соломоновича Гецкина и Валентины Петровны Шуваловой. По данному типовому проекту (здания круглой формы с характерным куполом и стеклянным фасадом), также были построены станции метро «Электросила», «Парк Победы» и «Горьковская» (наземный павильон станции «Горьковская» был позднее перестроен и в настоящее время напоминает космическую инопланетую «тарелку»). Архитектор подземного вестибюля — Борис Николаевич Журавлев.
Тематика подземного вестибюля станции посвящена Михаилу Васильевичу Фрунзе — одному из наиболее успешных военачальников Красной Армии времен Гражданской войны и советского государственного деятеля. На торцевой стене подземного вестибюля расположен барельеф, на котором Михаил Васильевич изображен на коне в окружении группы красноармейцев, на фоне трех красных боевых знамен. Барельеф, исполненный из белого анодированного алюминия, был выполнен скульптором В.И. Сычёвым. Расположенные на заднем фоне мозаичные большие рельефные знамена выполнены из красной смальты.
Станция «Фрунзенская» относится к станциям пилонного типа с укороченным центральным нефом (залом) глубокого заложения (глубина около 39 метров). Пилоны облицованы белым мрамором и расширяются вверх, путевые стены покрыты кафельной плиткой. Для освещения применены люминесцентные лампы, смонтированные по своду длинной узкой полосой и визуально соединяя два торца залов.
Какие работы будут выполнены при реконструкции станции метро «Фрунзенская»
В процессе строительно-монтажных работ по реконструкции станции метро «Фрунзенская» исполнитель работ должен будет создать Единый диспетчерский центр метрополитена (ЕДЦМ) и осуществить замену четырех эскалаторов (в настоящее время в наклонном ходе работают три эскалатора). В рамках реконструкции вестибюля станции предусматривается частичный демонтаж существующего одноэтажного вестибюля и возведение в границах участка нового пятиэтажного здания (вокруг сохраняемых конструкций вестибюля станции метрополитена «Фрунзенская»). Высота нового здания составит 27,3 м, площадь — 8000 кв.м.
Планируется, что непосредственно Единый диспетчерский центр метрополитена займет в новом здании три этажа — с третьего по пятый.
Под новым зданием также предусмотрено два подземных уровня, на которых будут размещены машинный зал, вестибюль, служебные и технические помещения станции метро.
Проект нового наземного здания вестибюля станции «Фрунзенская» был разработан московской компанией «Архитектурное Бюро А.С.+» и рассмотрен Градостроительным советом Санкт-Петербурга в сентябре 2021 года и, повторно, в январе 2022 года.
Работы по реконструкции предусмотрено выполнить в два этапа:
1 Этап. Включает в себя выполнение работ по реконструкции наклонного хода, замене эскалаторов (с их увеличением с трех до четырех) и возведено здание Единого диспетчерского центра метрополитена. Во время первого этапа работ, который продлится с 1 июня 2024 года по 1 июня 2027 года (36 месяцев), станция «Фрунзенская» будет закрыта на вход и выход. Соответственно, поезда будут следовать мимо подземной платформы станции без остановки.
Также полностью будут обновлены все технические, вспомогательные и административные помещения, необходимые для обслуживания пассажиров и обеспечения работоспособности станции, а также будут заменены инженерные сети.
2 Этап. Включает в себя выполнение работ по отделке, инженерному и техническому оснащению Единого диспетчерского центра метрополитена, а также его информационно-технологическая инфраструктура. Выполнение второго этапа работ, который продлится 26 месяцев, запланировано полностью завершить до 15 января 2029 года.
Заказчиком работ выступает ГУП «Петербургский метрополитен».
По итогам проведенного открытого конкурса исполнителен работ по реконструкции станции «Фрунзенская» определена московская компания АО «Дороги и Мосты» (напомним, что данная компания также стала победителем открытого конкурса на строительство Большого Смоленского моста).
Разрешение на выполнение работ на реконструкцию станции «Фрунзенская» (в рамках первого этапа) было выдано специалистами Службы государственного строительного надзора и экспертизы Петербурга (Госстройнадзор) в мае 2024 года.
Транспортное сообщение на период закрытия станции метро «Фрунзенская»
На период закрытия станции «Фрунзенская» перевозка пассажиров будет обеспечена ближайшими станциями метро и наземным общественным транспортом. В настоящее время станция метро «Фрунзенская» обслуживается 6 маршрутами наземного общественного транспорта:
- 4 автобусных маршрута — №№ 50, 65, 263 и 225
- 2 троллейбусных маршрута — №№ 15 и 17
На указанных маршрутах работают больше 80 транспортных средств по будним дням и свыше 65 — по выходным. Маршруты сейчас работают с резервом провозной способности. Кроме того, для удобства пассажиров будут существенно усилено движение автобусного маршрута № 50 и троллейбусных маршрутов №№ 15 и 17.
Также с 1 июня для автобусов №№ 50, 225 и троллейбусов №№ 15, 17 введена остановка «Станция метро «Фрунзенская» у дома № 72 по Московскому проспекту.
Сообщается, что совокупный интервал движения на Московском проспекте у станции метро «Фрунзенская» в оба направления в часы пик составит 2-3 минуты.
Согласно математическому моделированию, выполненному Центром транспортного планирования с применением ГИС «Транспортная модель Санкт‑Петербурга», при закрытии «Фрунзенской» перераспределение пассажиропотока произойдёт преимущественно в направлении станции «Технологический институт». Запас пропускной способности станции —60% (9 650 человек). А также на станции «Московские ворота», «Балтийская» и «Обводный канал», запас пропускной способности которых соответственно: 25% — 2 100 человек, 36% — 4 400 человек и 72% — 8 600 человек.
Ближайшие к закрытой «Фрунзенской» станции метро — «Технологический институт» (около 1,1км) и «Московские ворота» (около 1,5км).
Стоимость реконструкции станции метро «Фрунзенская»
В соответствии с конкурсной заявкой на сайте АО «ЕЭТП» по Объекту «Выполнение работ по реконструкции вестибюля станции «Фрунзенская» с полной заменой эскалаторов и созданием единого диспетчерского центра метрополитена ГУП «Петербургский метрополитен», начальная стоимость размещенной 14.02.2024 заявки составила 9 412 737 736,91 руб.
По итогам проведенных конкурсных процедур стоимость Договора составила 9 398 618 630,30 руб., с разбивкой на Этапы:
- 1 Этап — стоимость 5 674 658 539,14 руб.
- 2 Этап — стоимость 3 723 960 091,16 руб.
Когда откроют станцию метро «Фрунзенская»
Как мы уже писали выше, ввиду достаточно большого объема работ по реконструкции станции метро «Фрунзенская», ее открытие на вход и выход для пассажиров запланировано только через три года — на 1 июня 2027 года.
Адрес станции метро «Фрунзенская»
Станция метро «Фрунзенская» расположена по адресу: Московский проспект, 71