Широтная магистраль скоростного движения в Санкт-Петербурге

Широтная магистраль скоростного движения Санкт-ПетербургаШиротная магистраль скоростного движения (ШМСД) — это еще один стратегический инфраструктурный транспортный проект, который поможет разгрузить улично-дорожную сеть в центре Санкт-Петербурга, обеспечит прямую связь восточных и южных районов города, а также позволит подключить опорную сеть городских магистралей к федеральной трассе «Кола».

Общие сведения о Широтной магистрали скоростного движения

Новая скоростная трасса, которую также называют Восточный скоростной диаметр (ВСД), пройдет от Западного скоростного диаметра (с примыканием к ЗСД в районе Благодатной улицы) по территории Санкт-Петербурга и Всеволожского района Ленинградской области. Немного севернее Кудрово Широтная магистраль скоростного движения примкнет к КАД и далее будет проложена до Мурманского шоссе (трассы Р-21 «Кола»).

В черте города трасса ШМСД проходит в границах пяти районов: Кировского, Московского, Фрунзенского, Невского и Красногвардейского.

Предполагается строительство одиннадцати транспортных развязок и, что особенно радует, строительство нового разводного автомобильного моста через Неву. Новый мост запланирован в створе улиц Зольная и Фаянсовая в Невском районе, рядом с существующим Финляндским железнодорожным мостом. Пролет нового автомобильного моста будет реализован в виде однокрылой раскрывающейся системы, общая длина — 720 метров.

Строительство автомобильного моста позволит частично разгрузить ключевые городские переправы, количество которых, мягко скажем, крайне недостаточно для столь крупного города, построенного на десятках островов.

Этапы строительства ШМСД

Строительство Широтной магистрали поделено на шесть этапов (4 этапа в черте города и 2 этапа в Ленинградской области):

  • Первый этап: участок от ЗСД до Витебского проспекта;
  • Второй этап: участок от Витебского проспекта до Союзного проспекта;
  • Третий этап: участок от Союзного проспекта до улицы Коммуны;
  • Четвертый этап: участок от улицы Коммуны до Кольцевой автомобильной дороги вокруг Санкт-Петербурга (до административной границы города);
  • Пятый этап: участок от КАД до примыкания к трассе Р-21 «Кола» (в границах Ленинградской области);
  • Шестой этап: участок от от улицы Коммуны до дороги «Санкт-Петербург - Колтуши» (в границах Ленинградской области).

Запланированный срок завершения всего проекта — 2031 год.

Система взимания платы на ШМСД

Проезд по ШМСД будет платным. Как и по ЗСД или М-11 «Нева». Но система взимания платы (СВП) уже будет более современной — Free Flow («Свободный поток»). Технология взимания платы Free Flow, например, в настоящее время реализована на ЦКАД (Центральная Кольцевая Автомобильная Дорога вокруг Москвы, А-113) и на федеральной трассе М-12 «Восток».

Внедрение технологии Free Flow исключает необходимость строительства пунктов взимания платы (ПВП), с полосами проезда и шлагбаумами. Списание средств будет производиться в автоматическом режиме (при использовании транспондера) или постоплатой (т.е. заплатить за проезд можно будет в течение пяти последующих дней).

ШМСД или ВСД?

Первоначально проектируемая дорога носила название Восточный скоростной диаметр. Позднее трассу переименовали в Широтную магистраль скоростного движения. Так что оба названия относятся к одной и той же дороге.

К слову сказать, одновременно, с реализацией проекта ШМСД, ведутся работы по строительству Южной широтной магистрали (ЮШМ), которая соединит Волхонское шоссе, платную скоростную трассу М-11 «Нева» Москва – Санкт-Петербург, Московское шоссе и Советский проспект.

Технические параметры ШМСД

Общая протяженность ШМСД составит около 32,4 км, в том числе:

  • по территории Санкт-Петербурга — 16,7 км (с 1 по 4 этап);
  • по территории Всеволожского района Ленинградской области — 15,7 км.

Количество полос для движения автотранспорта:

  • от ЗСД до КАД — 6 (по три полосы в каждом направлении движения);
  • от КАД до Р-21 «Кола» — 4 (по две полосы в каждом направлении движения).

Стоимость строительства Широтной магистрали скоростного движения (ШМСД/ВСД)

Широтная магистраль скоростного движения является масштабным инвестиционным автодорожным проектом, реализуемым по схеме государственно-частного партнерства (ГЧП).

Первым опытом реализации по схеме ГЧП в Петербурге крупного проекта автодорожной инфраструктуры стал Западный скоростной диаметр, полностью введенный в эксплуатацию в 2016 году.

По предварительным оценкам, общая стоимость строительства ШМСД составит около 280 млрд рублей, из которых первый этап (Витебская развязка, которая обеспечит транспортную связь между ЗСД и Витебским проспектом) — около 40 млрд рублей и запланированные на реализацию в период 2025-2031гг оставшиеся этапы ШМСД — около 240 млрд рублей.

В начале октября 2021 года стало известно, что на работы по примыканию ШМСД к Западному скоростному диаметру, а также на строительство транспортной развязки с Витебским проспектом, из Федерального бюджета РФ городу было запланировано выделение первого транша в размере 6 млрд рублей (с поступлением средств в 2022-2023гг).

Начало строительства ШМСД

Строительство ШМСД разделено на 6 этапов (4 этапа — в границах городской черты и 2 этапа в Ленинградской области).

Подключение ШМСД к Западному скоростному диаметру, первый этап строительства

В августе 2020 года ФАУ «Главгосэкспертиза России» выдала положительное заключение на проектно-сметную документацию на подключение ЗСД (севернее развязки с Благодатной улицей) к проектируемой Широтной магистрали скоростного движения.

Протяженность шестиполосного участка — 2,6км. Расчетная пропускная способность — до 70 тысяч транспортных средств в сутки. Расчетная скорость движения — 120км/час, планируемая разрешенная скорость движения 110км/час.

Спустя несколько месяцев, 18 ноября 2020 года, между правительством Петербурга и группой ВТБ было подписано Дополнительное соглашение о строительстве Витебской развязки.

В качестве Генерального подрядчика для строительства транспортной развязки ЗСД с Витебским проспектом была выбрана компания ООО «ПУСК-ЛИМАК-Север». Стоимость первого этапа строительства ШМСД — около 40 млрд рублей.

Работы по первому этапу ШМСД, включающему в себя строительство Витебской развязки, запланированной севернее развязки с Благодатной улицей и обеспечивающей связь ЗСД с Московским и Фрунзенским районами, были начаты 24 марта 2021 года.

Начало строительства первого этапа ШМСД в Петербурге

Источник изображения: официальный сайт Администрации Санкт-Петербурга. Первая свая Витебской развязки ШМСД

По прошествии трех с половиной лет, в конце 2024 года, автомобильное движение по первому этапу ШМСД (от Витебского проспекта до ЗСД) было открыто.

Строительство 2, 3 и 4 Этапов ШМСД

В конце ноября 2024 года Концессионное соглашение на строительство и эксплуатацию второго-четвёртого этапов Широтной магистрали скоростного движения (ШМСД) было подписано губернатором Санкт-Петербурга Александром Бегловым и президентом-председателем Правления ВТБ Андреем Костиным. Подписание прошло в торжественной обстановке на площадке проходящего в Москве Международного форума и выставки «Транспорт России».

Подписание в Москве Концессионного соглашения на строительство и эксплуатацию 2-4 этапов ШМСД в Петербурге

Источник изображения: официальный сайтАдминистрации Санкт-Петербурга

На подписании Концессионного соглашения также присутствовал министр транспорта Российской Федерации Роман Старовойт.


Материалы по теме