
27 декабря 2024 года произошло долгожданное событие — запуск движения по Витебской развязке Широтной магистрали скоростного движения (ШМСД) Санкт-Петербурга. В эксплуатацию был введён первый этап — от Западного скоростного диаметра до Витебского проспекта.
Первые пару дней проезд был бесплатным (заодно и автомобилисты смогли лично протестировать удобство проезда по новой автомобильной дороге), но с 00 часов 00 минут 29 декабря 2024 года Витебская развязка начала работу в платном режиме.
Чтобы не было путаницы, хотелось бы пояснить следующее: транспортный объект (участок ШМСД) обобщенно называемый Витебская развязка, по сути включает в себя: транспортную развязку с Западным скоростным диаметром, транспортную развязку с Витебским проспектом и, наконец, непосредственно основной ход магистрали, соединяющей обе вышеуказанные развязки.
Витебская транспортная развязка расположена севернее развязки ЗСД с Благодатной улицей, включает в себя съезд в направлении Витебского проспекта и въезд с направления от Витебского проспекта. От ЗСД Витебская развязка проходит в восточном направлении, в эстакадном двухуровневом исполнении пересекает Московский проспект и далее примыкает к Витебскому проспекту, который является одной из главных магистралей южной части Санкт-Петербурга. Тем самым обеспечивается удобная транспортная связь жителей южной части города с Западным скоростным диаметром.

Источник изображения: официальный сайт Администрации Санкт-Петербурга
Напомню, что строительство первого этапа ШМСД было начато весной 2021 года в рамках соглашения о государственно-частном партнёрстве (ГЧП), заключённого между городскими властями, ООО «Магистраль северной столицы» и АО «Западный скоростной диаметр». Генеральный подрядчик — компания «ПУСК — ЛИМАК-Север».

Источник изображения: официальный сайт Администрации Санкт-Петербурга
Протяженность Витебской транспортной развязки (первый этап ШМСД) составляет 2,6 км, количество полос — 6 (по 3 в каждом направлении движения). Расчётная скорость движения по новой развязки составляет 110 км/ч. Расчетная пропускная способность — до 70 тысяч транспортных средств в сутки.
Стоимость строительства, согласно опубликованной информации — порядка 40 миллиардов рублей. Как сообщалось, 10 миллиардов были выделены из федерального бюджета и столько же в рамках инфраструктурного кредита. Остальное — средства городского бюджета и инвестиции.
Сколько стоит проезд по Витебской развязке ШМСД (1 Этап, ЗСД — Витебский проспект)
Принцип тарификации при проезде на участке ЗСД — Витебский проспект, представлен ниже.

Источник изображения: официальный сайт ООО «Магистраль Северной столицы»
В опубликованном на официальном сайте компании «Магистраль северной столицы» Приложении №1 к Приказу №96 от «23» декабря 2024 года «Об утверждении Базовых тарифов на проезд по автомобильной дороге «Западный скоростной диаметр» добавлены новая тарифная зона — Тарифная зона №6 «Часть Южного участка ЗСД от Благодатной улицы до Витебского проспекта», включая:
- съезд с Тарифной зоны 1 по направлению к Витебскому проспекту;
- съезд с Тарифной зоны 2 по направлению к Витебскому проспекту;
- заезд со стороны Витебского проспекта на Тарифную зону 1;
- заезд со стороны Витебского проспекта на Тарифную зону 2.
С актуальными тарифными планами можно ознакомиться на официальном сайте компании «Магистраль северной столицы».
Например, стоимость проезда в рамках Базового тарифа «Транспондер» по маршруту Витебский пр. — Богатырский проспект составляет для транспортного средства 1 класса 382 рубля днем (с 06-00 до 23-59) и 191 рубль ночью (с 00-00 до 05-59). Проезд по маршруту КАД-Юг — Витебский проспект для автомобиля 1 класса будет стоить 130 рублей днем и 65 рублей ночью.
Самый дорогой участок Витебский пр. — Белоостров: проезд для транспортного средства 1 класса составит 556 рублей днем и 278 рублей ночью.
Соответствующие дополнения внесены в Базовые тарифы «Транспондер». Добавлены маршруты, включающие Витебский проспект и установлены соответствующие тарифы.
Заметьте, все приведенные выше стоимости проезда — при оплате транспондером. Не использующие транспондер водители заплатят существенно больше (не реклама, просто констатация факта). Для примера приведу различия в стоимости проезда (с транспондером и без) от Витебского проспекта в два противоположных (крайних) направления ЗСД: выезд на Белоостров и на южный участок КАД (КАД-Юг).

Пример: стоимость проезда по участку Витебский пр. — Белоостров с транспондером и без транспондера (скрины — с мобильного приложения «Ваш ЗСД 2.0»).

Пример: стоимость проезда по участку Витебский пр. — КАД-Юг с транспондером и без транспондера (скрины — с мобильного приложения «Ваш ЗСД 2.0»)
Приведенные выше стоимости проезда по участкам платной автомобильной дороги соответствуют тарифам, действующим на начало 2025 года.
Какая система взимания платы на ШМСД?
На Широтной магистрали скоростного движения внедрена новая, более технологичная и современная система взимания платы — система «Свободный поток» (Free Flow, она же — безбарьерная система). Также используется термин «система безостановочной оплаты (СБО)».
Отличие системе взимания платы на ШМСД от системы взимания платы, например, на Западном скоростном диаметре в том, что на ЗСД применена барьерная система, предусматривающая строительство на дороге пунктов взимания платы (ПВП) с организацией полос взимания платы, каждая из которых закрыта двумя шлагбаумами: въездным и выездным. Если полоса открыта для движения, то первый шлагбаум всегда находится в открытом положении, а второй (выездной) шлагбаум — в закрытом положении. Открытие выездного шлагбаума происходит только после оплаты проезда, например, кассиру-оператору, либо после бесконтактного считывания транспондера и списания средств с лицевого счета.

Пункт взимания платы на Западном скоростном диаметре
То есть для проезда по такой полосе движения водителю надо: либо остановиться у кабины сбора платы и оплатить проезд вручную (наличными или картой), либо, если используется транспондер, воспользоваться оснащенными антеннами «быстрыми» полосами (в терминологии ЗСД — полосы Fast Lane или автоматические полосы). При подъезде к таким полосам происходит обмен данными между оборудованием полосы и транспондером и, при наличии достаточных денежных средств на счету, выездной шлагбаум автоматически открывается, а на выездном светофоре загорается зеленый разрешающий сигнал.
Этот процесс происходит достаточно быстро, поэтому проехать по такой полосе можно на скорости порядка 30 км/час, не останавливаясь. Конечно, если вы не проверили баланс счета и денег недостаточно, то в долг на платный участок автомобильной дороги вас не пустят и шлагбаум не откроется.
Обратите внимание! Снижение скорости при проезде по полосам Fast Lane обеспечивает возможность оперативного торможения в случае, если выездной шлагбаум не открылся (причины могут быть разные: недостаточно средств на счету либо технический сбой).
Безбарьерные участки на ШМСД
С вводом в эксплуатацию Витебской развязки ШМСД появились, при выборе соответствующего маршрута, полностью безбарьерные участки:
- съезд от Витебской транспортной развязки — съезд на набережную реки Екатерингофка;
- съезд от Витебской транспортной развязки — съезд на набережную Макарова;
- съезд от Витебской транспортной развязки — съезд на улицу Шкиперский проток.
Фиксация въезда и выезда с данных участков происходит только с помощью специализированного технологического оборудования, размещенного на П-образных опорах системы безостановочной оплаты проезда над полосами движения.
Стоимость проезда можно посмотреть как на сайте (см. скрин ниже), так и в мобильном приложении «Ваш ЗСД 2.0».

Источник изображения: официальный сайт ООО «Магистраль Северной столицы», актуальность тарифов — начало 2025 года
Система безостановочной оплаты проезда на ШМСД
Система оплаты проезда на ШМСД использует технологию взимания платы за проезд, впервые внедренную в России на ЦКАД (Центральная Кольцевая Автомобильная Дорога вокруг Москвы, А-113) и, немного позже, на трассе М-12 «Восток».
При использовании безбарьерной системы нет необходимости в строительстве специализированных и дорогостоящих пунктов взимания платы (включающих в себя здания, зоны взимания платы с полосами проезда и островками с кабинами сбора платы, шлагбаумами, оборудованием классификации транспортных средств и т.д., навеса над зоной взимания платы и других вспомогательных сооружений и систем) на каждом платном участке.
Достаточно лишь разместить над проезжей частью П-образные опоры со специализированным оборудованием, которое на основании габаритов автомобиля относит его к одному из классов (напомню, что размер платы определяется на основании класса автомобиля и пройденного расстояния), распознает государственный номер (ГРН) транспортного средства (ТС), фиксирует место, а также дату и время проезда ТС.
При проезде безбарьерных рубежей необходимость останавливаться или сбавлять скорость движения транспортного средства — отсутствует.
Оплата проезда при проезде на участке ШМСД ЗСД — Витебский проспект
Оплата по транспондеру
Автомобилисты, которые пользуются Западным скоростным диаметром (ЗСД), скоростной платной автомобильной дорогой (СПАД, она же — М-11 «Нева») Москва – Санкт-Петербург (или другими платными автомобильными дорогами) — традиционно используют транспондеры. Это действительно просто и удобно. Достаточно установить транспондер, согласно инструкции, на лобовое стекло автомобиля и все — выбираешь любую безостановочную полосу и спокойно проезжаешь через пункт взимания платы.
При проезде на участке ШМСД ЗСД — Витебский проспект для владельцев транспондеров особо ничего не меняется: оплата за проезд по платному участку также будет списываться с привязанного к транспондеру лицевого счета.
Единственное отличие — это повышение удобства и комфорта проезда. Как мы писали выше — на ШМСД применена технология взимания платы «Свободный поток» и теперь фиксация проезда на въезде или на съезде с Витебской развязки происходит при проезде автомобиля под П-образными опорами системы безостановочной оплаты проезда, на которых расположено периферийное оборудования системы сбора платы.
И да, конечно же, лучше следить за балансом или подключить функцию автопополнения счета.
Как оплатить проезд на участке ШМСД ЗСД — Витебский проспект, если нет транспондера
Если для владельцев транспондеров с оплатой все ясно, то возникает вопрос, как оплатить проезд по ШМСД, если и транспондера нет и традиционная система (с кассиром-оператором) тоже отсутствует?
Ответ на данный вопрос прост: оплатить проезд нужно (именно «нужно», а не «можно») на специальной странице на официальном сайте Оператора — компании «Магистраль северной столицы». По аналогии с оплатой проезда (при отсутствии транспондера) при проезде по платным автомобильным дорогам ЦКАД или М-12 «Восток», оплата производится самостоятельно, по государственному регистрационному номеру.
Для проверки начислений за проезд и оплаты необходимо зайти на сайт в раздел «Оплата Витебской развязки».

Источник изображения: официальный сайт ООО «Магистраль Северной столицы»
Согласно Правилам оказания услуг по организации проезда транспортных средств по частной платной автомобильной дороге общего пользования «Западный скоростной диаметр», п.13.5: «После совершения проезда с въездом (выездом) через Витебскую транспортную развязку Пользователь обязан проверить наличие задолженности по оплате Услуг в связи с проездом по Безбарьерным участкам, по ГРН с помощью Сайта Оператора либо обратившись в Офис продаж».
В общем, при проезде по участку, оснащенному системой безбарьерной оплаты, лучше проверить наличие/отсутствие задолженности даже в случае, если у вас есть транспондер. Причины: забыли пополнить счет и средств для списания было недостаточно, в транспондере села батарейка, сбой системы и т.д. и т.п.
Что будет, если не оплатить проезд по платной дороге
Оплатить поездку по платной дороге надо в течение 5 (пяти) дней. Если в течение 5 дней оплата проезда по ШМСД не будет произведена, то данные о поездке и номере транспортного средства будут переданы в профильный государственный орган для вынесения постановления о штрафе за неоплату проезда по платной дороге. Проще говоря — вы получите административный штраф, размер которого будет существенно выше «сэкономленной» суммы.
Размер штрафа за неоплаченный (бесплатный) проезд по платной автомобильной дороге
Система взыскания штрафа с автомобилистов, не оплативших проезд по платной дороге (вне зависимости от того, какая система взимания платы была реализована: барьерная или безбарьерная), заработала еще в 2021 году.
10 января 2021 года в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), согласно Федеральному закону от 30 декабря 2020 года N521-ФЗ, была включена статья 12.21.4 «Неисполнение обязанности по внесению платы за проезд транспортного средства по платным автомобильным дорогам общего пользования федерального значения, платным участкам автомобильных дорог общего пользования федерального значения».
Согласно статье 12.21.4 КоАП РФ, административные штрафы за неоплаченный проезд по платным автомобильным дорогам составляют:
- для легкового транспорта — 1500 рублей;
- для грузового транспортного средства или автобуса — 5000 рублей.
Дела по административному правонарушению, подпадающему под статью 12.21.4 КоАП РФ рассматриваются в Северо-Западном межрегиональном Управлении Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (СЗМУ ГАДН).
Как мы ранее писали, въезд на Витебскую развязку со стороны Витебского проспекта фиксируется оборудованием, установленным на П-образных опорах системы безостановочной оплаты проезда.

Источник изображения: официальный сайт Администрации Санкт-Петербурга
Если водитель въезжает на Витебскую развязку со стороны ЗСД, то его въезд на ЗСД фиксируется на ПВП.
Для водителей, въезжающих со стороны ЗСД (на которой функционирует «барьерная система») на всякий случай — небольшое напоминание. Есть прецеденты, когда особо «ловкие» водители просто таранят корпусом автомобиля стрелу шлагбаума, установленного на выезде с полос взимания платы и, пребывая в неких границах собственной безмятежности, продолжают свой путь далее.
Но, как говорится, есть нюанс: данный способ проезда по платной дороге классифицируется как столкновение автомобиля со шлагбаумом (то есть — дорожно-транспортное происшествие) и причинения тем самым материального ущерба собственнику объекта. Кроме того, налицо факт покидания водителем транспортного средства места ДТП, что также подпадает под соответствующую статью КоАП. Соответственно, Оператор платной дороги в обязательном порядке осуществляет вызов ГИБДД и фиксирует факт ДТП. Это влечет ответственность для скрывшегося нарушителя — вплоть до лишения права управления транспортным средством.
Другой вариант проявления «хитрости» — так называемые «водители-прилипалы», которые практически вплотную пристраиваются к заднему бамперу движущейся впереди машине и таким вот «паровозиком», за чужой счет проезжают ПВП также почему-то пребывая в уверенности, что все хорошо и жизнь удалась.
Согласно Правилам оказания услуг по организации проезда транспортных средств по частной платной автомобильной дороге общего пользования «Западный скоростной диаметр»: «При движении по Автоматической полосе оплаты Пользователь обязан соблюдать дистанцию до движущегося впереди транспортного средства не менее 3 (трех) метров».
И те и другие водители, скорее всего, либо забывают, либо не в курсе того, что все полосы взимания платы ПВП на Западном скоростном диаметре (как и на М-11 «Нева» и других платных дорогах) оснащены оборудованием, осуществляющим фото- и видеозапись проезда. Так что в случае дальнейших разборов у Оператора платной дороги всегда будет неопровержимое доказательство правонарушения, включающее в себя: видео/фотографию автомобиля, ГРН, видео/фотографию водителя за рулем автомобиля, место (координаты) и время фиксации проезда, видео проезда и/или совершенных действий.
Материалы по теме
- Широтная магистраль скоростного движения в Санкт-Петербурге
- Заработала система наложения штрафов за проезд по ЗСД без оплаты
- На платных дорогах прекращается поддержка смарт-карт
- Транспондер ЗСД станет платным с 10 марта 2020 года
- На Западном скоростном диаметре Санкт-Петербурга начинает работать контроль скоростного режима