12 августа 2021 года грандиозный Комплекс защитных сооружений (КЗС) Санкт-Петербурга, которому нет аналогов в России, отметил свой первый, десятилетний юбилей. Ровно десять лет назад завершилась строительство одного из самых сложных и грандиозных гидротехнических сооружений нашей страны.
Торжественное открытие петербургской дамбы (так в обиходе называют это сложнейшее сооружение), являющейся, одновременно, неотъемлемой частью кольцевой автомобильной дороги (КАД, трасса А-118) вокруг Санкт-Петербурга и многофункциональным сооружением, обеспечивающим связь острова Котлин с материком, состоялось 12 августа 2011 года.
В состав КЗС входят два судопропускных сооружения (С-1 и С-2), обеспечивающие проход судов и кораблей различного назначения из Финского залива в устье Невы и обратно, шесть (В-1…В-6) водопропускных сооружений (главная экологическая задача которых — сохранение естественного водообмена между Невской губой и восточной частью Финского залива) и 11 каменно-земляных дамб.
По гребню дамбы проложен шестиполосный (по три полосы движения в каждом направлении) участок КАД.
По КЗС проходит шестиполосная кольцевая автомобильная дорога (КАД) вокруг Санкт-Петербурга
Для прохождения автомобильной дороги под судопропускным сооружением С-1 был построен подводный тоннель.
Подводный тоннель под водопропускным сооружением С-1 Комплекса защитных сооружений (КЗС)
Общая протяженность дамбы — 25,4 км.
За десятилетие своей работы Комплекса защитных сооружений спас Северную столицу почти от трех десятков наводнений. Общий возможный ущерб, которого удалось избежать, оценивается почти в 120 млрд рублей
Дамба, являясь крупнейшим природно-техногенным объектом в Балтийском море, по сути, представляет собой огромный искусственный риф со своей экосистемой, который активно заселяется различными видами флоры и фауны.
В настоящее время на территории КЗС и прилегающей акватории гнездятся около 50 видов птиц (из них регулярно гнездится 21 вид, включая околоводных и водных птиц). Восемь видов птиц, гнездящихся на КЗС, занесены в Красную книгу Санкт-Петербурга. Также на дамбе произрастают занесенные в Красную книгу растения.
Комплекс Защитных сооружений — эффективная защита Санкт-Петербурга от наводнений
За свою историю наш город более трехсот раз подвергался наводнениям разной силы, причем первый удар стихии пришелся, можно сказать, на самое его рождение, когда в ночь с 19 на 20 августа (по старому стилю) 1703 года, поднявшаяся более чем на два метра вода затопила Заячий остров и унесла значительную часть заготовленного для строительства леса.
Защита Санкт-Петербурга от наводнений
Идею защиты Северной столицы и ее пригородов от разрушительных наводнений, предусматривающей строительство защитной дамбы соединяющей остров Котлин с берегом с севера и юга, предложил еще в начале XIX века инженер Пьер-Доминик Базен. Очередным поводом к тому стало вошедшее в историю своими последствиями наводнение 1824 года. В тот год вода тогда поднялась на 421 см выше ординара.
Идея, как показывает дальнейший ход истории, была совершенно правильной, но, ввиду своей небывалой для того времени масштабности и инженерно-технической сложности, была признана неосуществимой и отвергнута.
К разработке и реализации проектных и инженерно-технических решений вернулись только лишь спустя полтора столетия. К концу 70-х годов прошлого века, проект масштабного гидротехнического сооружения — Комплекса защитных сооружений Ленинграда от наводнений, был разработан советскими специалистами институтов «Ленгидропроект», «Ленморниипроект» и еще почти пятидесяти конструкторских бюро по всему Советскому Союзу. В 1979 году проект был одобрен и начались работы по его реализации. Первоначально строительство велось достаточно активно и в середине 80-х годов прошлого века дамба была построена где-то на 70-80%. Но потом наступило время, которое в современных учебниках называется «перестройка», со всеми вытекающими отсюда, не просто политическими, социальными и экономическими последствиями, а тектоническими потрясениями.
Конечно, эти события не могли не оказать влияние на столь грандиозный и дорогой проект, вследствие чего строительство КЗС было фактически заморожено более, чем на десять лет.
В конце 90-х годов прошлого века – начале 2000-х годов проект и строительство Комплекса защитных сооружений Санкт-Петербурга от наводнений были возрождены, проект был частично переработан, выделено необходимое финансирование и ресурсы. В 2011 году строительство КЗС было завершено.
Подробнее о Комплексе защитных сооружений Санкт-Петербурга от наводнений вы можете почитать здесь.
Буквально через несколько месяцев КЗС показал свою эффективность: в декабре 2011 года на Санкт-Петербург обрушился шторм «Святой Патрик», с расчетным уровнем подъема воды 2,54 метра. Если бы КЗС не было, потоп стал бы четвертым по своим разрушительным последствиям после потопов 1824 (подъем уровня воды — 4,21м), 1924 (подъем уровня воды — 3,8м) и 1999 (подъем уровня воды — 2,6м) годов.
Еще через пару лет, в 2013 году Комплекс защитных сооружений спас Петербург от мощного октябрьского наводнения, которое незваным гостем пришло к нам вместе со штормом «Святой Иуда». Пик уровня нагонной волны со стороны Финского залива составил 2,16 метра, скорость ветра достигала 32 метров в секунду.
По оценкам специалистов при подъеме воды в 2,6 м в зону возможного затопления попадают Летний сад, подвалы Государственного Эрмитажа, Петропавловская крепость, Адмиралтейские верфи и морской порт, Кировский завод, шесть станций метрополитена, Константиновский дворец и более шести тысяч зданий различного назначения. Кроме того, могли быть выделены из строя городские системы энерго- и теплоснабжения.
Возможный ущерб последствий такого наводнения (в отсутствии Комплекса Защитных сооружений Санкт-Петербурга от наводнений) специалистами Минрегиона России более, чем в 19 млрд рублей
Не успел утихнуть «Святой Иуда», как в том же году, в один из хмурых, ветреных и суровых ноябрьский дней, нас посетило еще одно наводнение: с порывами ветра до 24 метров в секунду и с подъемом уровня воды в устье Невы до двух метров. Что, соответственно, вновь привело к необходимости очередного закрытия инженерных сооружений КЗС.
Причем, если с приходом шторма «Святой Иуда» защитные сооружения КЗС были закрыты около десяти часов, то в этот раз водопропускные судопропускные сооружения КЗС были закрыты в течение 18 часов. Все это время возможность зайти в дельту Невы ожидали более десяти судов, в том числе — туристический паром «Принцесса Мария» (ранее курсировал по маршруту из Санкт-Петербурга в Хельсинки и обратно).
На максимальный срок (41 час) петербургская дамба была закрыта в 2015 году — из-за шторма «Десмонд» с тремя пиками подъема уровня воды, который до этого бушевал в Шотландии и на севере Англии
Как производится «закрытие» КЗС
«Закрытие» КЗС (дамбы) производится путем физического перекрытия судоходных каналов: смещения к оси судоходного пропуска судопропускного сооружения С-1 двух огромных сегментных батопортов и, одновременно, перекрытия судопропускного сооружения С-2 плоским подъёмно-опускным затвором.
Сегментные батопорты судопропускного сооружения С-1 Комплекса защитных сооружений (КЗС)
Источник: официальный сайт Администрации Санкт-Петербурга
Почти закрытые батопорты судопропускного сооружения С-1 КЗС
Источник: официальный сайт Администрации Санкт-Петербурга
Затвор судопропускного сооружения С-1 рассчитан защиту от подъёма воды (высоты нагонной волны) в Финском заливе до отметки 4,55 метра выше ординара.