Первый отечественный электромобиль КАМА-1 представлен петербургскими разработчиками

КАМА-1 российский электромобиль10 декабря 2020 года в ЦВК «Экспоцентр» в Москве был представлен первый отечественный электромобиль КАМА-1, разработанный центром «Новые производственные технологии» Санкт-Петербургского государственного политехнического университета имени Петра Великого. Отметим, что работы по разработке и подготовке предсерийной версии электромобиля были выполнены не специализированным предприятием, а университетом и это уже является большим достижением Петербургского Политеха.

Разработка первого российского электромобиля КАМА-1

Весь путь, от постановки задачи до изготовления промышленного образца, удалось пройти всего за два года.

«Электромобиль необычен, интересен, красив. Я рад, что это удалось именно ученым Политехнического университета. Эта разработка Политеха – значительный вклад в укрепление статуса Петербурга как крупнейшего инновационного центра России», – заявил губернатор Александр Беглов на презентации новинки.

В работе над созданием электромобиля участвовало Министерство науки и высшего образования России, которое выделило финансирование. Индустриальным партнером стал лидер российского автомобильного производства – ПАО «КАМАЗ».

Объем финансирования проекта из средств федерального бюджета – 150 млн.рублей (выделены в рамках Федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы»), софинансирование за счет «КАМАЗа» – 67,23 млн.рублей.

Первый образец малогабаритного городского легкового электромобиля КАМА-1 создан с использованием технологии «цифровой двойник» (Digital Twins), уникальных CML-платформенных решений и соответствует международным требованиям сертификации. Следует отметить, что у этого электрокара не было ДВС-предшественника, то есть КАМА-1 создан с нуля.

За выполнение данных работ, А.И. Боровков, проректор по перспективным проектам СПбПУ, руководитель Инжинирингового центра CompMechLab® СПбПУ, Центра НТИ СПбПУ «Новые производственные технологии» и Научного центра мирового уровня «Передовые цифровые технологии» был награжден А.Бегловым знаком отличия «За заслуги перед Санкт-Петербургом».

Технические характеристики электромобиля КАМА-1

Машина относится к городскому автомобилю А-сегмента, с повышенным для автомобилей такого типа запасом хода, проходимостью и «характером» кроссовера.

Согласно Приложению № 1. Перечень объектов технического регулирования, на которые распространяется действие технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011), КАМА-1 относится к Категории M1.

Категория M1 – транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров и имеющие, помимо места водителя, не более восьми мест для сидения - легковые автомобили

Первый российский электромобиль КАМА-1 имеет следующие технические характеристики:

  • запас хода – 250 км
  • мощность электрического двигателя – 80 киловатт (108 л.с.)
  • максимальная скорость – 150 км/ч
  • привод – на заднюю ось
  • в базовой комплектации электромобиль будет комплектоваться аккумуляторной батареей емкостью 33 кВт*ч
  • габариты: длина 3,4м, ширина 1,7м, высота 1,6м
  • официально заявленный клиренс – 16мм
  • вместимость – 4 человека
  • масса – 1300 кг. При этом вес литий-ионной батареи в представленном предсерийном образце составляет около 400кг. Как полагают, при выводе автомобиля в серию, вес батареи может быть уменьшен почти в два раза.
  • количество дверей – 3 (с учетом двери багажного отсека)
Российский электромобиль КАМА-1 Петербург

До скорости 60 км/час КАМА-1 разгоняется за 3,2 секунды. До 100км/час - за 6,7 секунды.

Электромобиль может эксплуатироваться как в обычном режиме, так и в режиме автопилота. Для данного режима КАМА-1 оснащен интеллектуальной системой ADAS 3 уровня, лидаром и камерами.

ADAS (Advanced Driver Assistance Systems) - продвинутые системы помощи водителю

Скорость зарядки аккумулятора электромобиля в стандартном режиме составляет 6 часов, в ускоренном - 20 минут (за это время заряд базовой АКБ можно будет восполнить до 70-80%).

Зарядка электромобиль КАМА-1

Стоимость электрокара КАМА-1

Конечно, на данном этапе говорить о конченой стоимости КАМА-1 для покупателя рано. Но, по словам главного конструктора инжинирингового центра CompMechLab СПбПУ Олега Клявина, при продажах около 20тыс.электромобилей в год, его стоимость может составить немногим более одного миллиона рублей.

Электрозаправки для электромобилей в Санкт-Петербурге и Ленинградской области

Несмотря на то, что по итогам 2020 года Северная столица вошла в десятку городов России, лидирующих по количеству электрокаров, их все равно еще весьма немного, всего 205шт. (по данным на конец ноября 2020г). В Москве, занимающей третье место рейтинга, количество электрокаров приближается к 700. Соответственно, зарядных станций также еще небольшое, но их число хоть и пока медленно, но постоянно растет.

В настоящее время в Санкт-Петербурге оборудованы 54 доступные зарядные станции для легкового электрического транспорта. За их использование для легковых электромобилей плата не взимается. По плану до конца 2023 года в Северной столице должны работать не менее 90 зарядных станций.

Адреса все электрозаправок (зарядных станций) в Санкт-Петербурге и Ленинградской области представлены на сайте ПАО «Россети Ленэнерго».

Экологический транспорт в Петербурге

С марта 2019 года на линиях пассажирских перевозок курсируют 10 электробусов «VОLGABUS» (вместимость салона составляет 75 пассажиров, запас хода - 240 километров). В следующем 2021 году СПб ГУП «Пассажиравтотранс» планирует увеличить парк электробусов.

Также в Северной столице третий год активно развивается крупнейшая в России маршрутная сеть инновационных троллейбусов с увеличенным автономным ходом (ТУАХ). Данный вид городского пассажирского транспорта заряжается по ходу движения от имеющейся контактной сети и не нуждается в дополнительном времени на подзарядку (в отличие от электробусов, длительная зарядка которых производится в ночное время).