• Шпиль Адмиралтейства


    Доминанта Санкт-Петербурга - Адмиралтейство, заложенное Петром I в 1704 году как судостроительная верфь России

  • Вечерние каналы Петербурга



    Приятные, романтические прогулки по рекам и каналам Северной Венеции

Прямо около станции метро "Василеостровская" находится довольно интересная скульптурная композиция - памятник петербургской конке в натуральную величину: модель-копия вагона образца 1872-1878гг, запряженного парой лошадей. Конка, восстановленная скульптором Ахнафом Зиякаевым по оригинальным чертежам Путиловского завода, была установлена в 2004 году, немного позднее она была дополнена лошадьми и кучером, и с тех пор стала популярным местом для встреч жителей и гостей города.

История этого вида транспорта в Санкт-Петербурге ведет свою историю с 1863 года, когда в городе впервые появился новый рельсовый транспорт - конно-железная дорога. За время существования конок в городе было создано 6 конных парков и организовано 26 маршрутов.

На "Василеостровской" установлен двухэтажный вагон, но были и одноэтажные варианты. Конно-рельсовый транспорт мощностью в одну или две лошадиные силы перемещался по городу со скоростью около 8 км/час (то есть примерно вдвое быстрее, чем пешком) и практически сразу после начала работы стал пользоваться огромной популярностью. За первый и второй год работы конки перевезли более 3 миллионов пассажиров.

В случае с двухэтажной конкой билет на первом этаже стоил 5 копеек, на втором ("империале"), менее комфортном, так как он был открыт и не защищал от осадков и ветра - 2 копейки. Фактически это была крыша вагона, приспособленная под перевозку пассажиров путем установки скамеек, лестницы и ограждения для безопасного проезда. Общая вместимость двухэтажной конки составляла 46 человек (22 места на первом этаже и 24 места на "империале").

Разворотных колец в те времена не было. На конечной остановке кучер перепрягал лошадей на другую сторону конки, перевешивал тормоз и колокольчик, который служил для предупреждения зазевавшихся прохожих.

Табличка памятника конке в Санкт-Петербурге на Василеостровской

Итак, в 2004 году была установлена конка, которая, как чуть позже справедливо рассудили, без пары лошадей смотрелась как-то странно. Ибо налицо была явная недосказанность. Поэтому спустя некоторое время господин Зиякаев дополнил конку парой лошадей. Скульптурная композиция стала смотреться почти завершенной, но только "почти". И вот, спустя еще пару лет, в 2009 году во главе конки появился кучер (скульптура работы И. Пентешина), крепкий мужчина, который под узцы вел лошадей по маршруту и логичным образом завершил скульптурную композицию.

Как видите, детали одежды мужчины также воссозданы с исторической точностью и полностью соответствует форме одежды, в которой трудились вагоновожатые конок в XIX веке.

Петербургская конка

Интересный факт. Ввиду того, что изначально лестница на "империал" была достаточно крутая, то подъем дам по такой лестнице явно бы нарушал все нормы приличия, что было совершенно недопустимо. Поэтому в течение почти сорока лет проезд женщин всех сословий на втором этаже конки был попросту запрещен. В начале XX века конструкция лестницы была изменена и весной 1903 года, после соответствующего обсуждения и разрешения Гороской Думы, женщинам дали право ездить на втором этаже конки.

Адрес памятника петербургской конке

Станция метро "Василеостровская", пересечение Среднего проспекта и 6,7 линий Васильевского острова.

В настоящее время в вагончике работают кассы по продаже железнодорожных и авиабилетов.

Воскресенье, 20 октября

Яндекс.Погода