Памятник петербургской конке на Василеостровской

Памятник петербургской конке на ВасилеостровскойНа Васильевском острове, напротив станции метро «Василеостровская» находится интересная скульптурная композиция - памятник петербургской конке в натуральную величину: модель-копия вагона образца 1872-1878гг, запряженного парой лошадей. Конка, восстановленная по оригинальным чертежам Путиловского завода, была установлена в 2004 году, немного позднее она была дополнена лошадьми и кучером, и с тех пор стала популярным местом для встреч жителей и гостей города.

История конки

Этот вид городского общественного транспорта в Санкт-Петербурге ведет свою историю с 1863 года, когда в городе на Неве впервые появился новый пассажирский рельсовый транспорт.

За время существования конок в городе было создано 6 конных парков и организовано 26 маршрутов

До появления пассажирской конки, функционировавшая с 1860 года городская конно-железная дорога была предназначена исключительно для перевозки грузов.

В настоящее время перед павильоном станции метро «Василеостровская» установлен двухэтажный вагон, но были и одноэтажные варианты.

Кучер у конки на Васильевском острове

Фотографии выше была сделана в апреле 2015 года и на заднем плане видно серовато-мрачное здание павильона и вход в вестибюль метро «Василеостровская». Спустя пару месяцев, в начале июля того же года, эта станция была закрыта на капитальный ремонт, который длился почти год. Обновленный павильон метро был открыт в День города, в конце мая 2016 года.

Установка на 6-й линии В.О. этого интереснейшего памятника символична. Именно по 6 линии Васильевского острова, по маршруту «6-я линия — Конногвардейский бульвар — Адмиралтейская площадь», проходила первая в городе линия пассажирской конки.

Конно-рельсовый транспорт мощностью в одну или две лошадиные силы перемещался по городу со скоростью около 7-8 км/час (то есть примерно вдвое быстрее, чем пешком) и практически сразу после начала работы стал пользоваться огромной популярностью.

На конке могли ездить все: чиновники, гимназисты, рабочие, дамы. Уже только за первый и второй год работы, конки перевезли более 3 миллионов пассажиров.

Петербургская конка на фоне Ростральной колонны

В случае с двухэтажной конкой билет на первом этаже стоил 5 копеек, на втором этаже («империале»), менее комфортном, так как он был открыт и не защищал от осадков и ветра - 2 копейки. Фактически это была крыша вагона, приспособленная под перевозку пассажиров путем установки скамейки и ограждения для безопасного проезда. Скамейка, к слову, была двусторонней и располагалась по центру, то есть пассажиры сидели спинами друг к другу. Для подъема на империал была предусмотрена лестница.

Общая вместимость двухэтажной конки составляла 46 человек, при этом на первом этаже было предусмотрено 22 места, а на втором этаже - 24 места.

Разворотных колец в те времена не было, пути были однопутными (два пути были проложены только лишь на отдельных оживленных участках), рельсы просто в какой-то момент закачивались и все. Достигнув конца маршрута, на конечной остановке кучер перепрягал лошадей на другую сторону конки, перевешивал тормоз и колокольчик, который служил для предупреждения зазевавшихся прохожих, и отправлялся по обратному маршруту.

С появлением конки возникла новая и специальность – кондуктор. В обязанности кондуктора входила продажа билетов, обеспечение порядка и подача сигналов отправления и остановки.

Как представлялась конка жителю Санкт-Петербурга XIX века, можно частично почерпнуть из рассказа русского писателя и драматурга Антона Павловича Чехова «Идеальный экзамен», впервые опубликованного в 1884 году в журнале «Будильник»:

Рассказ Идеальный экзамен Чехова

Установка конки на Васильевском острове

Конка и скульптурная композиция около нее была сформирована в несколько этапов.

Сначала, в 2004  году, была установлена только конка, воссозданная скульптором Ахнафом Зиякаевым по образцу, как гласит информационная табличка, петербургской конки образца 1872–1878 гг.

Информационная табличка памятника конка у метро Василеостровская

Работы по созданию копии конки были проведены за счет собственных средств ООО «Глиссада».

Как чуть позже справедливо рассудили, конка без пары лошадей смотрелась как-то странно. Ибо налицо была явная недосказанность. Поэтому спустя некоторое время (в 2005 году) господин Зиякаев дополнил конку недостающей парой лошадей. Скульптурная композиция стала смотреться почти завершенной, но только «почти».

Спустя еще пару лет, в 2009 году во главе конки появился кучер (скульптура работы И. Пентешина), крепкий мужчина, который под уздцы вел лошадей по маршруту и логичным образом завершил скульптурную композицию.

Кучер, управляющий конкой в Петербурге

Как видите, детали одежды мужчины также воссозданы с исторической точностью и полностью соответствует форме одежды (включая бляху с номером 1 и герб конно-железной дороги), в которой трудились вагоновожатые конок в XIX веке.

Интересный факт. Ввиду того, что изначально лестница на «империал» была достаточно крутая, то подъем дам по такой лестнице явно бы нарушал все нормы приличия, что было совершенно недопустимо. Поэтому в течение почти сорока лет проезд женщин всех сословий на втором этаже конки был попросту запрещен.

В начале XX века конструкция лестницы была изменена и весной 1903 года, после соответствующего обсуждения и разрешения Городской Думы, женщинам дали право ездить на втором этаже конки.

Как сейчас используется конка

В настоящее время в вагончике работает филиал ООО «Глиссада», агентства по продаже железнодорожных и авиабилетов.

Макет петербургской конки у метро Василеостровская

В 2019 году появилась информация, что ввиду финансовых сложностей ООО «Глиссада», судьба петербургской конки и ее столь уже привычное для петербуржцев нахождение напротив метро «Василеостровская» оказалась под вопросом, так как охрана и содержание конки происходило за счет собственных средств агентства и в какой-то момент эти затраты стали для компании слишком обременительными.

Копия конки в Петербурге

Об этой ситуации руководство ООО «Глиссада» оповестило городские власти, но в дальнейшем ситуация особо не изменилась, в том же 2019 году владелец компании был признан банкротом и имущество компании было выставлено на торги. В итоге, в марте 2021 года компанию «Глиссада» вместе с ее миллионными долгами (более 4,5 млн рублей) на аукционе приобрела предприниматель Екатерина Шабалина.

Со слов нового владельца памятника, она планирует отреставрировать конку и сделать из нее современный туристический объект. Так что будем надеяться, что памятник первому общедоступному пассажирскому транспорту Северной столицы и далее продолжит радовать горожан и гостей города.

Где находится памятник петербургской конке

Адрес памятника петербургской конке

Петербургская конка расположена на пешеходной зоне напротив входа в павильон станции метро «Василеостровская» Невско-Василеостровской линии (расположенной между станциями «Приморская» и «Гостиный двор»), на пересечении Среднего проспекта и 6,7 линий Васильевского острова.


Неофициальное название открывшейся в 2001 году пешеходной зоны 6,7 линий В.О. – Андреевский бульвар.

Андреевский бульвар начинается от православного Андреевского собора (Собор Святого Апостола Андрея Первозванного, 6-я линия, д.11) расположенного у Большого проспекта и заканчивается у пересечения со Средним проспектом В.О.