• Шпиль Адмиралтейства


    Доминанта Санкт-Петербурга - Адмиралтейство, заложенное Петром I в 1704 году как судостроительная верфь России

  • Вечерние каналы Петербурга



    Приятные, романтические прогулки по рекам и каналам Северной Венеции

Храм в здании Адмиралтейства в ПетербургеИсаакиевский собор, расположенный в историческом центре Санкт-Петербурга, является одной из архитектурных доминант города и вторым по высоте после Петропавловского собора. Это уникальный памятник отечественной архитектуры, подлинный шедевр мировой архитектуры и один из крупнейших и лучших кафедральных соборов Европы. С 1990 года входит в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.

История Исаакиевского собора

С петровских времен, до того, как Огюст Монферран приступил к работам по строительству нового, грандиозного собора, который и поныне украшает Санкт-Петербург, было построено три храма в честь Исаакия Долматского.

Первая церковь во имя святого Исаакия Долматского была временной и создана на базе перестроенного бывшего чертежного амбара, расположенного прямо напротив входа в здание Главного Адмиралтейства. На деревянном здании надстроили невысокую колокольню, небольшую главку с деревянным крестом, внутри поставили алтарь.

Первая церковь во имя Исаакия Долматского

В феврале 1712 года Петр Первый даже совершил в этой церквушке обряд венчания с Екатериной Алексеевной, будущей императрицей российской Екатериной I.

Сегодня на месте алтаря, где венчался первый Император Всероссийский, находится фонтан Александровского сада, ныне - популярное у туристов и жителей города место встреч и отдыха, особенно в праздничные и выходные дни.

Фонтан перед Главным Адмиралтейством Петербург

Фонтан перед Главным Адмиралтейством, Санкт-Петербург, май 2016г


Святой преподобный Исаакий Далматский

Почему же Петр Первый принял решение посвятить церковь Исаакию Далматскому и кто этот святой? Как гласит житие преподобного, Исаакий Далматский был раннехристианским монахом-отшельником, жившем в IV веке н.э. Когда Исаакий узнал, что римский император Валента II, будучи сторонником арианской ереси, начал гонения христиан, он покинул пустыню, в которой в уединении и молитвах провел несколько десятков лет и пришел в Константинополь. Здесь праведник помогал нуждающимся своими молитвами и наставлениями, молил Валента прекратить гонения на православных христиан и отречься от лжеучения. Увы, но император оставался глух к его мольбам.

Святой преподобный Исаакий Далматский

Когда Валент II в 378 году отправился на войну с вестготами, Исаакий предсказал ему поражение и погибель в огне, за что по повелению императора был заточен в темницу. Однако, пророчество Исаакия сбылось, римское войско потерпело сокрушительное поражение, а сам Валент II был сожжен в деревянном амбаре, где прятался от преследования варваров.

После мучительной гибели Валента II римским императором стал Феодосий I. Узнав о чудесах Исаакия и о его пророчествах, император велел освободить преподобного из темницы и с почестями принял его у себя во дворце. Исаакий хотел вернуться в пустыню, где до того подвизался, но его уговорили не покидать Константинополь и остаться в его пригороде. Святой и поселился здесь в скромной келье, выстроенной для него, проводя дни в посте, молитве и служении Господу.

Вскоре к нему стали приходить многие люди за исцелением и советом. Спустя некоторое время на месте, где ранее была построена уединенная келья, был возведен монастырь, а Исаакий стал игуменом. В этом монастыре преподобный и скончался, оставив после себя, в качестве преемника, своего верного ученика Далмата. После кончины Исаакий был причислен к лику святых.

Святой Исаакий Далматский особо почитается Русской Православной Церковью. Кроме этого, Петр I почитал святого своим небесным покровителем, честь которого и назвал перестроенную им церковь у Адмиралтейства.


Вторая церковь во имя святого преподобного Исаакия Далматского

В 1717 году было принято возвести церковь из камня. К слову сказать, вторая церковь во имя Исаакия Далматского стала первой каменной церковью на Адмиралтейском острове. Расположить новую церковь решили на том месте, где сейчас на «Гром-камне» стоит величественная скульптура «Медный Всадник» работы скульптора Этьен-Морис Фальконе, еще один знаменитый символ Санкт-Петербурга, торжественно открытый 18 августа (07 августа по старому стилю) 1782 года.

В августе 1717 года Петр Первый лично заложил первый камень в основание нового храма. Строительство, длившееся десять лет (с 1717 года по 1727 год) велось по проекту немецкого архитектора Георга Иоганна Маттарнови (нем. Georg Johann Mattarnovi), который выполнил храм в стиле «петровского барокко». После его кончины в 1721 году работы продолжил архитектор Николай Федорович Гербель (нем. Nicolaus Friedrich Härbel). В 1724 года Николай Федорович серьезно заболел и не смог победить болезнь. Работу продолжил каменных дел мастер Яков Неупокоев. В период с 1725 по 1726 годы отделкой церкви сначала занимался Гаэтано Киавери, а затем русский архитектор Михаил Григорьевич Земцов.

На колокольне новой церкви установили куранты, которые Петр I в свое время привез из Амстердама.

Как позже выяснилось, место для второй церкви вблизи Невы было выбрано крайне неудачно. Основание здания стало размываться грунтовыми водами, фундамент каменной церкви начал проседать, что вызвало деформацию сооружения, по стенам поползли трещины. А спустя восемь лет, в апреле 1735 года в церковь ударила молния, вызвав сильный пожар, который уничтожил внутренне убранство храма.

Несмотря на серьезные последствия пожара, архитектор Пьетро Антонио Трезини нашёл способ реставрации церкви без демонтажа покосившейся колокольни. Были заново сложены своды и купол, обновлена наружная и внутренняя отделка. Восстановление второй Исаакиевской церкви продолжалось до 1746 года.

Проведенный ремонт, однако, не мог устранить ошибки, изначально возникшие при выборе места и проектировании. В 1758 году специально созданная комиссия вновь провела обследования здания и сделала неутешительные выводы. Самый главный из которых: слабый, ненадежный фундамент, практически без свайного укрепления, вкупе с мокрыми грунтами, с каждым годом все больше и больше увеличивал просадки здания церкви. И, несмотря на принимаемые меры по укреплению стен, в любой момент могло произойти разрушение сооружения.

Третий Исаакиевский собор

Строительство третьего собора было начато по повелению императрицы Екатерины Второй итальянским архитектором Антонио Ринальди 08 августа 1768 года. Строительство собора затянулось на три десятилетия, при этом, после смерти Екатерины II в 1796 году, Антонио Ринальди покинул Петербург, оставив стройку незавершенной.

Вступивший на российский престол Павел I поручил завершить работу придворному архитектору Винченцо Бренна. При этом Павел I повелел передать все неиспользованные гранитные блоки и весь неиспользованный мрамор, предназначенный, согласно проекту Ринальди, для отделки собора, на строительство своего любимого детища - Михайловского замка. А для завершения строительства Исаакиевского собора - использовать кирпич. Исполняя указания Павла I, В.Бренна настолько упростил и исказил первоначальный проект Ринальди, что завершенный и освященный 30 мая 1802 года Исаакиевский собор вызвал только иронию и насмешки современников.

Третий Исаакиевский собор времен Екатерины Второй и Павла Первого

До наших дней дошла следующая язвительная эпиграмма:

Сей памятник двух царств,
Обоим им приличный,
На мраморном низу
Воздвигнут верх кирпичный.

Выбор проекта и архитектора четвертого Исаакиевского собора

Пятиглавый Исаакиевский собор, строительство которого курировал лично император Николай I, был возведен в 1818—1858 годах по проекту архитектора Огюста Монферрана (1786г - 1858г). Собор стал главным делом его жизни, на которое ушло 40 лет работы Монферрана в Российской Империи. Но как же так случилось, что архитектором главного кафедрального православного собора стал до этого никому не известный (хоть и прошедший обучение в Королевской Академии архитектуры) Анри Луи Огюст Рикар де Монферран (фр. Henri Louis Auguste Ricard de Montferrand), которому на момент переезда в Санкт-Петербург едва исполнилось 30 лет?

Приставка «де Монферран» к фамилии Рикар появилась только после смерти его отца и означает «из Монфреррана», т.е. таким образом его мама и дядя решили отдать дань памяти родному городу, откуда происходила семья Рикаров
Анри Луи Огюст Рикар де Монферран

Когда Монферран прибыл в Петербург, при себе у него было рекомендательное письмо, написанное знаменитым часовым мастером Абрахамом Луи Брегге (к слову сказать, основанная им часовая компания Breguet существует по настоящее время), который рекомендовал Монферрана как прекрасного рисовальщика. Это письмо Огюст Монферран вручил Августину Бетанкура, несомненно, великому и гениальному инженеру того времени, известному как в России, так и в Европе. А.Бетанкур оценил способности и талант молодого архитектора и сразу поручил ему разработку архитектурных решений некоторых своих проектов (например, китайские ряды Нижегородской ярмарки и др).

Теперь вернемся на шесть лет назад. Масштабный конкурс, в котором приняли участие 24 лучших архитектора, был объявлен в 1810 году. Но все представленные на рассмотрение императору проекты не нашли его одобрения, в итоге конкурс затянулся до 1812 года. 22 июня (10 июня по старому стилю) 1812 года Франция объявила войну России и началась Отечественная война. К продолжению работ по определению проекта будущего собора Александр I вернулся только спустя два года после победы России. И вновь ни один из предложенных вариантов не устроил императора. Тогда Александр I поручил А.А.Бетанкуру в срочном порядке подготовить проект собора для утверждения.

Далее случилось неожиданное. Бетанкур поручает работы своему ученику Огюсту Монферрану и альбом подготовленный Монферраном для императора, получает высочайшее одобрение. Возможно потому, что, в отличие от проектов других именитых архитекторов, Монферрану удалось выполнить обязательное требование Александра I о сохранении восточной алтарной стены предыдущего собора Ринальди с освященным алтарем (что серьезно осложняло задачу, так как задавало определенные требования по высоте и пропорциям нового собора).

Конструкция Исаакиевского собора

Высота собора составляет 101,5м. Наружный диаметр купола - 25,8м. И это был первый в России купол, выполненный из металла. К слову сказать, золочение купола, на которое было ушло около 100 килограммов золота - историческое. То есть именно то, которое было нанесено при строительстве храма. Вокруг купола были возведены четыре колокольни с открытыми звонами и малыми золочеными куполами.

Во внутреннем пространстве собора может одновременно находиться 12 тысяч человек

С каждой стороны здания располагаются портики, два из которых (портик главного входа с западной стороны и портик на восточной стороне) опираются на 16 колонн каждый, для двух остальных портиков было изготовлено по 8 колонн. Гранит для колонн собора добывали на берегу Финского залива, на каменоломнях Карельского перешейка в Финляндии. Вырубленные гранитные монолиты доставляли в Петербург по Финскому заливу и Неве на специальных баржах, которые тянули паровые буксиры.

Нижние колонны имеют высоту 17 метров, вес каждой колонны достигает 114 тонн. Все нижние колонны стоят без какого-либо дополнительного крепления, только за счет своей тяжести.


Рассказывая о монолитных колоннах собора, не могу не упомянуть еще об одном величественном творении Огюста Монферрана - знаменитой Александровской колонне, установленной на Дворцовой площади в 1834 году в память о победе российского императора Александра I над Наполеоном Бонапартом. Вот уже более полутора веков Александровская колонна (самый высокий монумент в мире, выполненный из цельного гранита) стоит на главной площади Петербурга, удерживаемая только огромным 600-тонным собственным весом.

Александровская колонна на фоне Зимнего дворца в Санкт-Петербурге

Александровская колонна на фоне Зимнего дворца, вечерний Санкт-Петербург


Для установки нижних колонн, гениальный инженер Августин де Бетанкур, возглавлявший Комитет по градостроительству и гидравлике, спроектировал специальные леса с подъемными механизмами. Уменьшенный в 16 раз макет этих лесов в настоящее время находится в экспозиции музея-памятника «Исаакиевский собор».

Ввиду большого размера колонн и лесов, по решению Монферрана установка колонн была произведена до момента возведения стен собора.

Северный портик Исаакиевского собора

Северный портик Исаакиевского собора со стороны Александровского сада, прогулка по Санкт-Петербургу 2019г

Для колоннады собора было изготовлено 24 колонны высотой 14 метров, каждая из которых весит около 67 тонн.

Конечно, столь длительная и огромная стройка не могла не привлечь внимание живописцев. Если вам доведется побывать в Государственном Эрмитаже, то там вы сможете увидеть картину «Подъем колонны на Исаакиевский собор» кисти Максима Никифоровича Воробьева, на которой художник запечатлел процесс подъема малых колонн на колоннаду. Картина экспонируется в коллекции «Русская живопись XVIII – начала XXв».

Подъем колонны на Исаакиевский собор картина Воробьева

«Подъем колонны на Исаакиевский собор», 1838г, художник М.Н.Воробьев

Работы по установке всех 112 гранитных монолитных колонн, расположенных по периметру здания и на колоннаде, продолжались почти два года.

За четыре десятилетия в строительстве собора приняло участие около четырехсот тысяч работников

Исаакиевский собор со стороны Александровского сада, прогулка по Санкт-Петербургу 2019г

Общий вес собора около трехсот тысяч тонн. Чтобы удержать эту громадину, для укрепления грунта было забито более десяти тысяч семисот просмоленных свай из сосновых бревен.

Своими монументальными размерами Исаакиевский собор уступает лишь собору Святого Петра в Риме, собору Святого Павла в Лондоне и собору Святой Марии во Флоренции

На входе в собор установлены огромные двустворчатые двери высотой 10 метров. Створки дверей выполнены из дуба и отделаны бронзовыми накладками. Для того, чтобы открывать и закрывать 20-тонные двери (вес каждой створки 10 тонн) используется специальный механизм. Двери открываются только по большим церковным праздникам.

Скульптуры и рельефы для Исаакиевского собора создал Иван Петрович Витали (прекрасный скульптор, академик и профессор Императорской Академии художеств), посвятивший этой грандиозной работе около пятнадцати лет жизни. Созданные И.П.Витали скульптурные произведения настолько впечатлили Николая I, что император поручил скульптору сделать уменьшенную мраморную копию центральной группы «Дева Мария с Младенцем» горельефа «Поклонение Волхвов», размещенного на фронтоне южного портика. Сейчас эту копию вы можете увидеть в нише северной стены дворца «Коттедж» в Петергофе.

На вершинах фронтонов каждого из четырех фронтонов были установлены скульптуры четырех евангелистов: на западном фронтоне - Марк со львом, на южном - Матфей с ангелом, на северном - Иоанн с орлом и на восточном - Лука с тельцом.

Одиннадцать колоколов, создающих уникальную многоголосицу Исаакиевского собора, предположительно были отлиты на Александровском Государственном заводе колокольных дел мастером Иваном Стукалкиным по чертежам Огюста Монферрана. Установка колоколов на звонницу была завершена в 1848 году.

Увы, в начале тридцатых годов XX века, после открытия в соборе антирелигиозного музея, было принято решение о демонтаже колоколов. Храм лишился своего величавого голоса, колокола были отправлены на переплавку... Вновь торжественный перелив колокольного звона петербуржцы и гости Северной столицы услышали лишь в 2013 году.

Освящение Исаакиевского собора

Торжественная церемония освящения Исаакиевского собора состоялась 30 мая (по старому стилю) 1858 года в присутствии императора Александра II и других членов царской семьи.

Судьба Огюста Монферрана после завершения строительства Исаакиевского собора

За строительство Исаакиевского собора Монферран получил чин действительного статского советника, 40 тысяч рублей серебром и украшенную бриллиантами золотую медаль на Андреевской ленте. Но несмотря на столь большой вкалад зодчего в создание архитектурного облика Петербурга, его карьера завершилась достаточно печально.

Со стороны левого фронтона с западной стороны собора можно увидеть скульптурную группу, среди персонажей которой угадывается фигура самого зодчего, Огюста Монферрана, с макетом собора в правой руке. Как гласят некоторые исторические хроники, когда император со свитой обходил собор, один из придворных обратил его внимание, что все изображённые на барельефе склонили головы в приветствии святого Исаакия Долматского. Все, кроме Монферрана, который остался с гордо поднятой головой. И этим архитектор возвысил себя над всеми, даже над святыми. Внешне Александр II никак не отреагировал, но проходя мимо зодчего, не подал ему руки и не поблагодарил за работу, чем сильно расстроил Монферрана. В этот же день Монферран серьезно простудился и спустя месяц скончался.

Несмотря на то, что Монферран хотел быть захороненным под сводами построенного им собора, император не разрешил похоронить католика в православном храме. После отпевания, которое состоялось католическом костеле Святой Екатерины Александрийской на Невском проспекте, вдова Монферрана увезла тело мужа на родину, во Францию. Спустя три месяца, Огюст Монферран был погребен на кладбище Монтмартр (фр. Cimetière de Montmartre) в Париже.

Исаакиевский собор в наши дни

До Великой Октябрьской Социалистической революции Исаакиевский собор был главным кафедральным собором Петербурга. После революции, в 1918 году, собор был передан в ведение Народного комиссариата.

18 июня 1928 года вышло постановление Президиума ВЦИК о передаче Исаакиевского собора «в исключительное пользование Главнауки Наркомпроса РСФСР в качестве музейного памятника», после чего храм и всё его имущество были переданы Управлению уполномоченного Наркомпроса. В 1931 году в Исаакиевском соборе был открыт Государственный антирелигиозный музей. В 1937 году музей поменял свой статус на историко-художественный, а в 1948 году получил название, которое сохраняется до сегодняшнего дня: Государственный музей-памятник «Исаакиевский собор».

Исаакиевский собор во имя святого преподобного Исаакия Далматского

В годы перестройки в судьбе храма, более полувека закрытого для верующих прихожан, произошли кардинальные изменения. После обращения в 1990 году Ленгорисполкома к директору Музея-памятника «Исаакиевский собор» Г.П. Бутикову с просьбой о содействии в организации в соборе первого за многие десятилетия богослужения, эта просьба была одобрена. И 17 июня 1990 года, в Неделю всех святых, в Исаакиевском соборе прошло первое за многие десятилетия торжественное богослужение, которое возглавил патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Без сомнения, была открыта новая страница в истории Исаакиевского собора.

Посещение Исаакиевского собора

Собор открыт для посещения с 10-30 до 18-00 (ежедневно, кроме среды). На территории также формируются экскурсионные группы. В летний период (с 19 июля по 30 сентября) работают вечерние программы музея, что делает возможным посещение собора без экскурсионного обслуживания с 18-00 до 21-30.

Стоимость посещения собора:

  • Полная стоимость - 350 рублей
  • Владельцы карт ISIC - 200 рублей
  • Молодежь (лица от 7 до 18 лет) - 100 рублей
  • Граждане Российской Федерации и Республики Беларусь: женщины старше 55 лет, мужчины старше 60 лет, пенсионеры - 100 рублей
  • Студенты (курсанты), аспиранты, адъюнкты, ординаторы, ассистенты-стажеры образовательных учреждений Российской Федерации и Республики Беларусь - 100 рублей

Кассы расположены с правой стороны собора. Туда же многочисленные экскурсионные автобусы подвозят группы туристов.

В 2019 году Исаакиевский собор посетило более 4 миллионов человек

При желании - можно сразу взять карету или экипаж для неспешного променада по центральным улицам.

Кассы у Исаакиевского собора

Кассы Исаакиевского собора, прогулка по Санкт-Петербургу 2019г

Перечень категорий лиц, имеющих право на бесплатное посещение собора, представлен на официальном сайте.

Дополнительно можно воспользоваться аудиогидом (на русском, английском, немецком, французском, итальянском, испанском, финском, китайском, корейском, японском, турецком языках). Услуга стоит 200 рублей.

Подъем на колоннаду Исаакиевского собора

Подняться на смотровую площадку, расположенную на колоннаде Исаакиевского собора, дабы полюбоваться прекрасными панорамными видами Северной столицы, можно без экскурсионного обслуживания, с 10-00 до 18-00. В период с 01 мая по 30 сентября - ежедневно, без выходных, в период с 01 октября по 30 апреля выходной день – третья среда месяца.

Вид с колоннады Исаакиевского собора на шпиль Адмиралтейства

Вид с колоннады Исаакиевского собора на шпиль Адмиралтейства

Также в «высокий сезон» (с 16 июля по 30 сентября) действует услуга «Вечерняя колоннада». Доступ посетителей на колоннаду в вечернее время: с 18-00 до 21-30.

Подниматься на колоннаду лучше в конце весны, летом и в начале осени. Если задумали посетить колоннаду в другое время, то одевайтесь потеплее, так как наверху достаточно ветрено и холодновато, особенно зимой.

Вид с колоннады Исаакиевского собора на Дворцовую площадь

Вид с колоннады Исаакиевского собора на Дворцовую площадь

Стоимость отдельного посещения колоннады Исаакиевского собора с аудиоэкскурсией «Панорама Санкт-Петербурга» - 200 рублей. Скидок и льгот нет.

На смотровой площадке колоннаде установлен бинокуляр. Стоимость использования: 1 минута - 50 рублей, 2 минуты - 100 рублей.

Вид с колоннады Исаакиевского собора на Мариинский дворец

Вид с колоннады Исаакиевского собора на Мариинский дворец

Учтите, что посещение колоннады - это самостоятельный подъем по винтовой лестнице на высоту 43 метров. То есть лицам с сердечно-сосудистыми заболеваниями и/или лицам преклонного возраста подъем на колоннаду не рекомендуется. В «Правилах посещения СПб ГБУК ГМП «Исаакиевский собор» отдельно отмечено, что Музей не несет ответственности за возможные последствия посещения колоннады. Детям до 14 лет без сопровождения совершеннолетних лиц доступ на колоннаду запрещен.

Ступеньки винтовой лестницы пронумерованы, причем нумерация ступенек обратная, то есть будет уменьшаться в процессе подъема вверх, к куполу. Возможно, это не очень привычно, зато в процессе подъема всегда можно увидеть, сколько еще ступенек осталось преодолеть.

Планируя посещение собора не забывайте, что работа касс и допуск посетителей прекращается за 30 минут до закрытия.

Посещение колоннады лицами с ограниченными возможностями

В музее действует специальная музейная программа для посетителей в инвалидных колясках, которая дает возможность подняться на смотровую площадку Исаакиевского собора на высоту 37 метров, совершить круговой обзор панорамы Санкт-Петербурга и прослушать 20-минутную экскурсию, специально разработанную сотрудниками музея для данного маршрута. Подъем осуществляется на специальном лифте. В случае необходимости посетителю предлагают плед или плащ.

Можно ли фотографировать в Исаакиевском соборе

В соборе разрешена любительская фото- и видеосъемка в соборе (без использования штатива, дополнительной подсветки или иного вспомогательного оборудования). При этом проводит любительскую фото- и видеосъемку на временных выставках - запрещено.

Достопримечательности рядом с Исаакиевским собором

Исаакиевский собор стоит в окружении исторических достопримечательностей Петербурга. Вот только небольшой перечень самых известных. За Александровским садом, в сторону Большой Невы, находится здание Главного Адмиралтейства и знаменитый Медный Всадник, воспетый Александром Сергеевичем Пушкиным в одноименной поэме.

Летом золоченый купол Исаакиевского собора чуть ли не полностью закрывается пышными зелеными кронами деревьев Александровского сада.

Медный Всадник на фоне купола Исаакиевского собора Петербурга

Медный Всадник и сияющий купол Исаакиевского собора за кронами деревьев Александровского сада

Немного левее собора вы увидите построенное по проекту Джакомо Кваренги монументальное здание Конногвардейского манежа, которое ныне является крупнейшим экспозиционным пространством в центре Санкт-Петербурга.

За Исаакиевской площадью установлен памятник российскому императору Николаю I. Чуть дальше, за Синим мостом (самым широким городским мостом), расположен Мариинский дворец.

На Исаакиевскую площадь выходят фасады гостиниц «Англетер» и «Астория».

От Исаакиевского собора (от главного входа) начинаются экскурсии на знаменитых двухэтажных экскурсионных автобусах City Sightseeing, по «красному» и «зеленому» маршрутам.

Как доехать до Исаакиевского собора

Адрес собора: Россия, Санкт-Петербург, Исаакиевская площадь, 4

Ближайшая станция метро - «Адмиралтейская» Фрунзенско-Приморской линии.

Наземный транспорт: автобусы №3, №22 и №27, троллейбусы №5 и №22.

Также можно доехать на туристическом экскурсионном автобусе City Tour. Одна из остановок  «красного» маршрута - как раз около Исаакиевского собора.


Четверг, 09 декабря

Яндекс.Погода
Соглашения
Карта сайта
Связаться с нами