Новые правила использования беспилотников в Санкт-Петербурге

Новые правила использования беспилотников в Санкт-Петербурге

Не так давно в России начался бум беспилотных летательных аппаратов (БПЛА), которые также называют дроны или беспилотные воздушные суда (БВС). В итоге их популярность, количество, оснащенность и технические возможности достигли такого уровня, что возникла необходимость законодательного регулирования их использования.

В настоящее время при приобретении дронов с максимальной взлетной массой от 0,25кг до 30кг их регистрация в государственных органах не обязательна, но вот для пилотирования БПЛА необходимо Разрешение, выдача которого была возложена на местные инстанции. Соответственно, в конце января 2019 года и в Санкт-Петербурге вступил в силу Временный порядок выдачи разрешений на полеты беспилотных летательных аппаратов.

Итак, получается следующее. Можно купить беспилотное летательное средство и, если его взлетная масса находится в допустимых пределах, не регистрировать его в госорганах. А вот пилотировать его в воздушном пространстве Российской Федерации, не имея на то соответствующего Разрешения - нельзя. У себя в квартире - можете. Организовать, допустим, конкурс по управлению дронами в школьном актовом зале, в ангаре склада, большом холле торгового центра и прочих закрытых пространствах - без проблем. Но как только вы вышли со своим беспилотником на улицу, то моментально попадаете в воздушное пространство РФ.

То есть, если вы увлекаетесь, например, фотографией или видеосъемкой и хотите, например, оснастить квадрокоптер фото- или видеотехникой для получения замечательных фотоснимков пейзажей, городских достопримечательностей или других объектов, то вам необходимо получить Разрешение.

Новые правила использования дронов в Санкт-Петербурге

В свете этого поста можно вспомнить декабрь 2018 года, когда из-за неопознанных беспилотных летательных аппаратов в предрождественский период почти на двое суток была парализована работа лондонского аэропорта Гатвик и была отменена почти тысяча рейсов. В начале 2019 года аналогичная ситуация, правда, с куда меньшими последствиями и временем блокирования, беспилотником была нарушена работа аэропорта Хитроу. После указанных событий в Великобритании было принято решение обязать владельцев беспилотников проходить обязательную регистрацию (которой у нас сейчас нет).

Определения беспилотных летательных аппаратов

Для начала определимся с определениями и терминологией. Не будем ничего выдумывать, ибо законодательно все уже определено.

"Воздушным кодексом Российской Федерации" от 19 марта 1997 N 60-ФЗ (ред. от 03 марта 2018, с изменениями и дополнениями, вступившим в силу с 14 августа 2018 года определен термин "Беспилотное воздушное судно". В Главе V статья 32 пункт 5 дано определение, что это

"воздушное судно, управляемое, контролируемое в полете пилотом, находящимся вне борта такого воздушного судна (внешний пилот)".

Такое определение, конечно, вызвало массу вопросов. Так как пилотом (со всеми вытекающими отсюда последствиями и требованиями), получается, является любой гражданин любого возраста, который находясь вне воздушного судна производит его удаленное управление. Поэтому в тот же документ в 2016 году были включены поправки в статьи 8, 36, 53, 57 (внесены N 291-ФЗ от 03.07.2016г) исключающие действие данных статей на "беспилотное гражданское воздушное судна с максимальной взлетной массой 30 килограммов и менее".

Открываем другой не менее серьезный документ: "Федеральные правила использования воздушного пространства РФ" (утверждены постановлением Правительства РФ от 11 марта 2010 года №138 (ред. от 13 июня 2018г) "Об утверждении Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации". Глава I пункт 2:

"беспилотный летательный аппарат" - летательный аппарат, выполняющий полет без пилота (экипажа) на борту и управляемый в полете автоматически, оператором с пункта управления или сочетанием указанных способов.

Отсутствие необходимости в регистрации беспилотника (на данный период времени) зафиксировано "Воздушным кодексом Российской Федерации", статья 33. Государственная регистрация и государственный учет воздушных судов

1. Государственной регистрации подлежат предназначенные для выполнения полетов следующие воздушные суда:
1) беспилотные воздушные суда, за исключением беспилотных гражданских воздушных судов с максимальной взлетной массой 30 килограммов и менее, и пилотируемые гражданские воздушные суда, за исключением сверхлегких пилотируемых гражданских воздушных судов с массой конструкции 115 килограммов и менее;
(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 291-ФЗ)

Воздушное пространство Российской Федерации

"Федеральными правилами использования воздушного пространства РФ" воздушное пространство РФ делится на три класса: А, С и G. Классы А и С нас не интересуют, а вот определение класса G знать следует.

Раздел "Классификация воздушного пространства", пункт 10в гласит:

в) класс G - разрешаются полеты, выполняемые по правилам полетов по приборам и правилам визуальных полетов. Эшелонирование воздушных судов не производится. Все полеты по запросу обеспечиваются полетно-информационным обслуживанием. Для всех полетов на высотах ниже 3050 м действует ограничение по скорости, составляющее не более 450 км/ч. Воздушные суда, выполняющие полеты по правилам полетов по приборам, обязаны иметь постоянную двухстороннюю радиосвязь с органом обслуживания воздушного движения (управления полетами). При полетах воздушных судов по правилам визуальных полетов наличие постоянной двухсторонней радиосвязи с органом обслуживания воздушного движения (управления полетами) не требуется. При выполнении всех полетов воздушных судов наличие разрешения на использование воздушного пространства не требуется.

Где и как получить Разрешение на пилотирование беспилотника

Временный порядок по выдаче Разрешений был разработан в соответствии с несколькими правовыми документами:

  • "Воздушным кодексом РФ"
  • "Федеральными правилами использования воздушного пространства РФ"
  • Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 24 февраля 2004 года №226 "О Комитете по транспорту"

С момента вступления в силу Временного порядка, выдачей Разрешений занимается Комитет по транспорту (адрес: 196084, Санкт-Петербург, Московский пр., д. 83). Срок, на который выдается Разрешение, для беспилотных летательных аппаратов (полеты которых предусматривается выполнять в границах Санкт-Петербурга) не должен превышать шести месяцев.

Максимальная взлетная масса беспилотного летательного аппарата, при которой разрешена его эксплуатация над Санкт-Петербургом, не должна превышать 30 (тридцать) килограмм (за исключением беспилотных летательных аппаратов государственной авиации). Должны выполняться требования действующего Воздушного законодательства.

Подать заявление может как физическое, так и юридическое лицо. Необходимый пакет документов предоставляется заявителем или лично, либо уполномоченным им лицом, либо почтовым отправлением. С момента регистрации заявления в Комитете по транспорту, рассмотрение заявления с последующей выдачей Разрешения либо уведомлением об отказе, должен составлять не более 30 (тридцати) рабочих дней.

Процесс принятия решения о выдаче разрешения включает в себя обязательное взаимодействие с правоохранительными структурами и органами управления воздушным движением и территориальным управлением Росавиации. Все они должны подтвердить свое согласие, в противном случае разрешение вправе не выдаваться.

Разрешение выдается на безвозмездной основе (то есть - совершенно бесплатно).

Штраф за управление беспилотником без Разрешения

Конечно, многих волнует вопрос, а что будет, если некто будет управлять своим беспилотником (дроном) не имея на руках Разрешения на полет и его застукают за этим увлекательным занятием? Согласно действующему законодательству, должен быть оформлен протокол об административном правонарушении (естественно, уголовную составляющую мы не рассматриваем). Степень наказания должен определить суд.

Согласно "Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 06.02.2019г), Глава 11. Административные нарушения на транспорте (Раздел II. Особенная часть), статья 11.4. Нарушение правил использования воздушного пространства:

1. Нарушение пользователем воздушного пространства федеральных правил использования воздушного пространства, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния, -
(в ред. Федерального закона от 07.11.2011 N 304-ФЗ)
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати пяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
(в ред. Федеральных законов от 22.06.2007 N 116-ФЗ, от 21.12.2009 N 336-ФЗ)

2. Нарушение правил использования воздушного пространства лицами, не наделенными в установленном порядке правом на осуществление деятельности по использованию воздушного пространства, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния, -
(в ред. Федерального закона от 07.11.2011 N 304-ФЗ)
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
(в ред. Федеральных законов от 22.06.2007 N 116-ФЗ, от 21.12.2009 N 336-ФЗ)