На пересечении Московского и Лиговского проспектов Санкт-Петербурга, на площади Московские Ворота и практически прямо напротив одноименной станции метро, расположено монументальное сооружение - Московские Триумфальные ворота (объект культурного наследия федерального значения), построенные в период 1834—1838 годов в честь победоносного окончания войны с Персией (1826-1828гг) и с Турцией (1828-1829гг).
История создания Московских Триумфальных ворот
После победоносных войн с Персией и с Турцией, император Николай I распорядился установить Триумфальные ворота на въезде в Санкт-Петербург по московской дороге.
Проект этого величественного сооружения был разработан выдающимся русским архитектором, Василием Петровичем Стасовым, одним из основоположников русского ампира.
Торжественная закладка Московских Триумфальных ворот состоялось 14 сентября 1834 года на площади, с которой начиналась дорога на Москву. Для устройства фундамента из Смольного монастыря были привезены гранитные блоки, которые ранее планировалось использовать для возведения его колокольни.
Московские ворота являются самым крупным в мире архитектурным сооружением (высота ворот 24 метра, длина 36 метров), собранное из чугунных деталей. Перекрытие Триумфальных ворот поддерживают шесть пар мощных 15-метровых дорических колонн диаметром два метра каждая. Каждая колонна состояла из девяти чугунных блоков. В одной из колонн при сборке была установлена лестница, ведущая во внутреннюю часть перекрытия.
В.П.Стасов также подготовил и представил на рассмотрению императору проект скульптурного оформления Московских ворот, но его вариант оформления Триумфальных ворот не устроил Николая I, после чего эти работы были переданы скульптору Борису Ивановичу Орловскому.
Скульптурные изображения работы Б.И.Орловского - тридцать женских фигур, гениев Славы, держащих щиты с гербами российских губерний, вы сейчас можете видеть на фризе перекрытия ворот.
Перечень российских губерний, гербы которых были размещены на щитах:
- на северном фризе изображены гербы Екатеринославской, Бессарабской, Новгородской, Полтавской губерний, Области Войска Донского, Рязанской, Московской, Витебской, Казанской и Гродненской губерний;
- на южном фризе изображены гербы Тверской, Оренбургской, Курляндской губерний, Великого княжества Финляндского, Подольской, Костромской, Киевской, Полоцкой, Эстляндской, Херсонской и Смоленской губерний;
- на восточной стороне (сторона Лиговского проспекта) гербы Самарской, Ярославской, Астраханской губерний;
- на западной стороне (сторона павильона метро) гербы Лифляндской, Псковской, Владимирской губерний.
Венчают это монументальное сооружение изваяниям воинских доспехов («военная арматура»).
В настоящее время копию «военной арматуры», украшающей Московские ворота, можно увидеть в вестибюле одноименной станции петербургского метро.
Украшение фасадов различными военными трофеями и оружием (копий, доспехов, щитов, топоров, шлемов, стрел и другими военными элементами) было популярным еще со времен Древнего Рима. Термин «военная арматура» происходит от латинского слова «armatura» — вооружение
Надпись из накладных бронзовых позолоченных букв на аттике ворот, обращенная в сторону въезда в город, была составлена собственноручно императором Николаем I:
«Победоносным российским войскам, в память подвигов в Персии, Турции и при усмирении Польши в 1826, 1827, 1828, 1829, 1830, 1831 годах»
Отливка деталей ворот производилась на Александровском чугунолитейном заводе. Первая колонная была собрана и смонтирована 13 июля 1835 года, а в целом литейные и сборочные работы были завершены весной 1837 года. Общий вес элементов из чугуна составил пятьдесят одну тысячу пудов.
Пуд - древнерусская мера веса. 1 пуд = 16,3804964 кг.
Пуд был отменён в 1920 году в соответствии с подписанным В.И.Ульяновым (Лениным) Декретом «О введении международной метрической системы мер и весов»
Торжественное открытие Московских триумфальных ворот состоялось 16 октября 1838 года. Так что осенью 2018 года мы отметили 180-летнюю годовщину этого величественного памятника архитектуры.
Одновременно с сооружением ворот были выполнены работы по строительству двух двухэтажных кирпичных кордегардий (зданий для размещения военного караула). К северу от ворот, с обеих сторон площади, было установлено ограждение в виде металлической решетки из копий.
В 1872 году под воротами торжественно прошли полки, принимавшие участие в боевых действиях по освобождению от Турции Болгарии, Сербии, Черногории, Аджарии и части Армении.
В середине 30-х годов прошлого века, когда нынешний Московский проспект назывался Международным, Московские Триумфальные Ворота были разобраны (как следует из решения Президиумом Ленсовета: в связи с «реконструкцией Международного проспекта и Московского шоссе, а также урегулировании примыкания Лиговской улицы»), связанные с ними здания кордегардии были снесены, ограждение из копий также было демонтировано.
Во время Великой Отечественной войны, в период блокады Ленинграда, часть чугунных блоков ворот использовались при сооружении противотанковых заграждений на южных подступах к городу.
Восстановлена Московская триумфальная арка была только спустя четверть века, в период 1959-1961 гг.
Свой современный вид Московские Триумфальные ворота обрели после реставрации, проведенной в 2000-2001 годах, к 300-летию Санкт-Петербурга.
Московские ворота, вид в направлении Сенной площади
Вечерняя подсветка Московских Триумфальных ворот
Московская застава
В 1838 году, по указу императора Николая I, с въездной стороны Московских ворот была организована московская застава. С двух сторон колоннады Триумфальных ворот были построены два симметричных здания кордегардий (дома для караульных) и установлены караульные будки. После этого проезд по Царскосельской дороге (так в те годы назывался нынешний Московский проспект) стал возможен только между двумя колоннами в центре (как гласят исторические хроники, ширина между центральными колоннами как раз соответствовала ширине кареты).
Как раз в месте расположения Московской заставы (на пересечении Царской перспективы с действующим в те времена Лиговским каналом) начинался Московский тракт, от которого ведет свою историю Московский проспект, ныне - главная магистраль района, правительственная трасса Санкт-Петербурга.
Перспективный вид на Московские ворота, 2019 год
Постепенно весь район (к югу от Московских ворот) стали называть Московской заставой, который поначалу был малозаселенной окраиной, постепенно превратившейся в фабрично-заводской район.
Заставная пожарная часть у Московских ворот
Память о том, что здесь когда-то была городская застава, сохранились в названиях Заставской улицы и Заставной пожарной части, построенной в 1925 году у Московских ворот по проекту ленинградского архитектора Давида Петровича Бурышкина.
Заставная пожарная часть (расположена по адресу: Московский пр., 116) - первое в нашем городе пожарное депо, рассчитанное не на конные повозки, а на пожарные автомобили. И в том же 1925 году Ленинградский гидромеханический завод выпустил первую серию пожарных машин.
Памятный знак «Московская застава»
Если выйти из метро «Московские ворота», то слева вы увидите небольшой круглый скверик со скамеечками, в центре которого 24 мая 2003 года был установлен памятный знак «Московская застава».
Памятная скульптурная композиция выполнена архитектором В.М. Ривлиным и скульптором Я.Я. Нейманом. Представляет собой два гранитных четырехгранных верстовых столба с соответствующей раскраской, украшенных стилизованными «старыми петербургскими» фонарями, между которыми установлены два пушечных ствола. Между стволами пушек горизонтально закреплены копья, а с двух сторон укреплены щиты. Между щитами также разместили тесаки и шпаги.
На щите, обращенном в сторону Триумфальных Московских ворот надпись: «Памятный знак «Московская застава». На этой площади в 1838 г. по указу императора Николая I с въездной стороны Триумфальных ворот была сооружена Московская застава, служившая южной границей города».
Надпись на втором щите, укрепленном с другой стороны, гласит: «Памятный знак «Московская застава» установлен 27.05.2003 в честь 300-летия Санкт-Петербурга на средства жителя города Юрия Юрьевича Жорно».
По кругу памятный знак окружен тумбами с цепями.
Реставрация Московских Триумфальных ворот
Не так давно городскими властями было принято решение о необходимости выполнения более масштабных комплексных реставрационных работ Триумфальной арки. В перечне работ: проведение комплексных научных исследований, разработка проекта реставрации, проработка скульптурного декора и посвятительной надписи, укрепление основания и металлических конструкций, восстановление позолоты, а также деревянных и медных деталей.
Заказчиком работ выступило Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение «Дирекция Заказчика по ремонтно-реставрационным работам на памятниках истории и культуры» при Комитете по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (КГИОП). Начальная цена тендера составила 6146815 рублей (деньги выделены из городского бюджета). Победитель должен быть выбран 12 апреля 2019 года.