Медный Всадник, расположенный на Сенатской площади Санкт-Петербурга, пожалуй, самый известный в России памятник Петру Первому, величественный символ российской державности и первый конный памятник российскому императору.
Согласно легенде, сей монумент стоит на страже города, детища Петра, и пока восседающий на вздыбленном коне император российский стоит на этом месте, Северной столице ничего не грозит.
Кто стал автором памятника Медный Всадник
Идея установить монумент Петру I возникла в 1766 году и принадлежит императрице Екатерине II Великой. Идею памятника она обсуждала с Дени Дидро и Вольтером, профессорами Парижской Академии живописи и скульптуры.
Именно по совету Д.Дидро для создания памятника Петру Великому в Россию был приглашен Этьен-Морис Фальконе (01.12.1716 – 24.01.1791), работавший в то время главным скульптором мастерской Севрской фарфоровой мануфактуры.
До этого Фальконе выполнял небольшие скульптуры, в том числе для Версальского парка.
Прославленный мастер сразу принял приглашение приехать в Петербург и создать памятник основателю города. Контракт был подписан в 1766 году. Этьен Фальконе запросил сумму, вдвое меньшую, чем просили его конкуренты. В том же году, в сопровождении своей 17-летней ученицы Мари Анн Колло прибыл в Санкт-Петербург, где и провел последующие 12 лет.
Постамент Медного всадника, Гром-камень
Выбор постамента Медного всадника — плод долгих размышлений Фальконе, который пришел к выводу, что классический пьедестал правильной формы не подойдет, а нужна монументальная, внешне не обработанная глыба, «дикая скала», как говорил сам скульптор. Огромный камень, по замыслу Фальконе, должен был символизировать великие трудности, которые пришлось преодолеть Петру Первому.
Как сообщается в дошедших до наших времен документах, огромную скалу, послужившую основанием памятника, нашли в 1768 году, в болотистой местности недалеко от деревни Конная Лахта, почти в шести верстах от города.
Верста – старая русская мера длины, равная пятистам саженям или 1066,8 метров (до реформы XVIII века – 1066,781 метров)
Точное место, где был найдет камень для будущего подножия монумента, доподлинно неизвестно. Тем не менее, по одной из самых популярных версий, камень был обнаружен на месте нынешнего Петровского пруда (расположен в Приморском районе Санкт-Петербурга, в Конной Лахте. С февраля 2011 года — памятник природы регионального значения «Петровский пруд»).
Камень действительно огромный: весом почти в 2 тысячи тонн, длиной 13 метров, высотой 8 метров и шириной 6 метров. При этом, глыба уходила в землю более, чем на 4 метра. После осмотра Фальконе одобрил этот выбор.
Гром-камень уникален не только своими размерами. Дело в том, что у него нет аналогов, ни в каких сооружениях Петербурга такой камень больше не встречается. Ни в набережных, ни в зданиях или памятниках — нигде. Камня с таким составом, включающем в себя, в том числе, кварц, гранаты и топазы, нет даже ни в одном известном карьере Северо-Западного региона. По одной из версий, тысячи лет назад Гром-камень был принесен ледником, но это также еще предстоит выяснить ученым.
Осталось дело за «малым». Доставить эту тяжеленную глыбу было необходимо на Сенатскую площадь, расположенную, примерно, на удалении восьми километров.
Вот как, спустя полтора десятка лет, в своем труде «Гром-камень и его перевозка в Санкт-Петербург» (1786г), описывал его Иван Григорьевич Бакмейстер (нем. Johann Vollrath Bacmeister) — библиотекарь Императорской Академии наук: «Тяжесть его, по вычисленной тяжести кубического фута, содержала более четырех миллионов фунтов, или ста тысяч пуд. Взирание на оный возбуждало удивление, а мысль перевезти его на другое место приводила в ужас».
В 1768 году вокруг камня были построены помещения для рабочих, которые начали прорубать дорогу к Финскому заливу, причем ширина прорубаемой просеки составляла почти сорок метров. Одновременно велись работы по подготовке самого «Гром-камня» к перевозке и очистке его от грязи, земли и мха. И наконец, в марте 1769 года глыба была водружена на временную деревянную платформу.
Ближе к зиме 1769 года, когда землю сковали морозы, было принято решение о начале перемещения этой махины к заливу. Для этого «Гром-камень» опять переместили, но уже на специальную деревянную платформу, которая, в свою очередь, опиралась на тридцать два бронзовых шара. Для их перемещения были построены желоба, обитые медью. И 15 ноября 1769 года платформа с «Гром-камнем» сдвинулась с места.
Перемещение «Гром-камня» до Финского залива продолжалось до 27 марта 1770 года. Для перевозки гром-камня по Финскому заливу был сооружен специальный причал и построено специальная баржа. После перегрузки камня на баржу она потихоньку двинулась в сторону Зимнего дворца. Путешествие по Малой, а затем по Большой Неве продолжалось еще почти полгода и лишь 26 сентября 1770 года баржа подошла к Сенатской площади.
На перемещение гром-камня до заранее выбранного места (между зданиями Сената и Адмиралтейства), на котором он находится по сей день (а это чуть больше сорока метров), потребовалось еще около двух недель. И наконец, как описывает И.Г. Бакмейстер: «...11 октября привезли камень на определенное место, отстоящее на 21 сажен от берега.»
Переместить по суше и воде огромный и тяжелый камень — это был крайне тяжелый труд. Ни до, ни после этого такие глыбы нигде в мире не перемещали. Информация о том, был ли в итоге постамент доставлен целым или в процессе транспортировки он частично раскололся — тоже довольна противоречива. Сейчас мы видим, что пьедестал монумента Медного всадника состоит из трех частей. Основная, самая большая, более темная. Два небольших фрагмента спереди и сзади — посветлее. Несколько отличается и фактура камня. Но возможно, такая конструкция соответствовала первоначальному замыслу Фальконе и именно по его распоряжению каменотесы таким образом и скомпоновали подножие.
На постаменте на латинском и русском языках смонтирована надпись: «Петру Первому Екатерина Вторая».
В память этого знаменательного события и поистине, трудового подвига, была отчеканена памятная медаль с надписью «Дерзновению подобно».
Скульптурная композиция Медного всадника
Сначала была создана небольшая модель монумента. Затем, в 1770 году, из гипса отлили большой монумент, который был выставлен на всеобщее обозрение публики. Отливка частей статуи, в построенной специально для этого построенной на Сенатской площади литейной мастерской, началась лишь в 1775 году.
Фальконе тщательно прорабатывал каждую деталь памятника. Много времени заняло создание вставшего на дыбы коня. Для этого в течение пяти лет ему позировал берейтор Афанасий Тележников, взлетающий на коне на имитирующий скалу специальный деревянный постамент и в конце помоста поднимающий своего скакуна на дыбы. Чтобы как можно точнее передать динамику движения, скульптор множество раз заставлял Тележникова позировать ему на разных лошадях (берейтор поочередно позировал на двух орловских рысаках: Бриллианте и Капризе) и в разное время суток.
Берейтор (от нем. Bereiter) — специалист по обучению лошадей и верховой езде
Издыхающая змея под копытами коня символизирует враждебные силы и противников петровских реформ. Кроме того, это очень оригинальное решение, обеспечивающее устойчивость скульптурной композиции в виде вставшего на дыбы коня, имеющего всего две точки опоры. Именно точка соприкосновения судорожно бьющейся огромной змеи с хвостом коня, легкая, практически незаметная для зрителя и внешне случайная, и есть третья, столь необходимая точка опоры. Автором змеи был известный русский скульптор Фёдор Гордеевич Гордеев (1746—1810).
Голову же российского императора лепила ученица Фальконе — Мари Анн Колло. К слову сказать, до этого ни один из вариантов, предлагаемый Фальконе, не получил одобрение российской императрицы. И лишь модель, предложенная молодой ученицей скульптора (на тот момент ей не исполнилось и двадцати лет), которой удалось создать не только лицо волевого, вдохновенного и сильного человека, но и добиться необыкновенного портретного сходства с Петром Великим, произвела впечатление на всех. За свою блестяще выполненную работу Мари Анн Колло была избрана членом Российской Академии Художеств и получила пожизненную пенсию.
Голову Петра Алексеевича венчает лавровый венец — символ славы и великих побед.
Говорят, что десницею своей Петр Первый указывает в сторону Швеции — главного противника России в Северной войне (1700 – 1721). При этом в 1868 году на одной из площадей в центре Стокгольма был установлен бронзовый памятник шведскому императору Карлу XII, рука которого, в свою очередь, направлена в сторону России.
Но, полагаю, гораздо вернее другое мнение. Петр I указывает на Академию наук, Петропавловскую крепость и Неву, символизируя главные цели и задачи правления российского императора: просвещение, военную мощь и торговлю.
Еще говорят, что где-то в складках плаща Петра есть надпись: «Лепил и отливал Этьен Фальконе, парижанин, 1778 год».
Название «Медный всадник» вошло в обиход после выхода в свет одноименной поэмы А.С.Пушкина. Но на самом деле скульптурная композиция отлита из бронзы.
Открытие памятника Медный всадник
Торжественное открытие памятника Петру Великому произошло 18 августа (07 августа по старому стилю) 1782 года, при огромном стечении народа. Сама площадь, по указу Екатерины II, была названа Петровской. Однако новое название не прижилось и уже с 30-х годов 19 века вернулось ее прежнее название — Сенатская.
Упоминание о Петровской площади можно увидеть в гениальной поэме А.С.Пушкина «Медный всадник»:
Тогда, на площади Петровой,
Где дом в углу вознесся новый,
Где над возвышенным крыльцом
С подъятой лапой, как живые,
Стоят два льва сторожевые,
На звере мраморном верхом,
Без шляпы, руки сжав крестом,
Сидел недвижный, страшно бледный
Евгений...
Со времен установки монумента Медный всадник минуло несколько столетий. Памятник пережил вторжение Наполеона, революции и войны, угрожавшие городу на Неве. И ни разу за свою историю памятник не был эвакуирован. И пусть это назовут случайным совпадением, но неким мистическим образом Медный всадник продолжает хранить основанный Петром Великим город.
Как защищали монумент Медный всадник в годы Великой Отечественной войны
В годы блокады Ленинграда, когда осажденный врагом город подвергался жестоким бомбардировкам и обстрелам, монумент был полностью укрыт мешками с песком, поверх которых был сооружен защитный деревянный футляр.
Реставрация Медного всадника
Последняя масштабная реставрация монумента «Медный всадник» была выполнена в 1976 году. Для оценки объемов и видов работ была создана специальная комиссия, которую возглавил народный художник СССР Михаил Константинович Аникушин.
Когда комиссия приступила к работе, то выяснилось, что никаких сведений о составе сплава, из которого почти два века назад был отлит памятник, не сохранилось. При этом в выявленные на скульптуре трещины было решено установить бронзовые вставки, для чего их нужно было отлить из бронзы того же состава, что и металл статуи.
К работе было привлечено несколько предприятий Ленинграда, в том числе - Кировский завод, одно из старейших и крупнейших машиностроительных и металлургических предприятий страны. Специалистам-химикам Кировского завода была поручена задача сделать качественный и количественный анализ двух образцов металла, взятых из уникального монумента и определить состав сплава.
Фотография из Архива Кировского завода
После серьезных исследований было определено, что памятник Петру Первому отлит из сплава бронзы, в состав которого входят медь, олово, свинец, цинк, железо и фосфор. Также специалистами Кировского завода была оказана помощь в формировании наиболее оптимальной технологии проведения работ по реставрации скульптуры.
Спустя почти три десятка лет, в год 300-летия Петербурга, были проведены косметические работы по обновлению памятника. Но сейчас, по прошествии 44 лет с момента реставрации, по оценкам специалистов произведение Фальконе нуждается в более серьезных работах. Время, да и наш сырой климат, не щадят ни металл, ни камень. Выявлены коррозионные процессы в складках плаща императора, в глубокой очистке нуждается «Гром-камень», требуется ремонт отмостки.
Новые реставрационные работы были начаты осенью 2021 года и завершились к запланированным на 2022 год праздничным мероприятиям в честь 350-летия Петра Великого. По предварительным оценкам, стоимость реставрационных работ, проведенным под эгидой Государственного музея городской скульптуры, составляла около 45 миллионов рублей.
Медный всадник — исторический символ Санкт‑Петербурга
Медный всадник на Сенатской площади является одним из трех официальных исторических символов Санкт‑Петербурга. Еще два — это кораблик на шпиле Адмиралтейства и ангел на шпиле Петропавловского собора Петропавловской крепости.
Законодательно официальный статус исторических символов Северной столицы закреплен в Уставе (Статья 7. Исторические символы) Санкт-Петербурга — основном и самом главном законе Санкт-Петербурга, принятым Законодательным Собранием Санкт-Петербурга 14 января 1998 года.
С 1939 года и по настоящее время памятник Петру I на Сенатской площади является частью коллекции Государственного музея городской скульптуры, занимающегося изучением, сохранением и научной реставрацией произведений монументального искусства, находящихся в естественной городской среде.
Адрес памятника Медный всадник, как добраться
На метро
Самая ближайшая к монументу Медный всадник станция — «Адмиралтейская», на пятой (фиолетовой) линии петербургского метрополитена. К слову сказать, это одна из самых глубоких станций метро не только в Санкт-Петербурге, но и в России. Глубина ее заложения — около 86 метров.
Итак, выходите из метро, поворачиваете на ул.Малая Морская и идете в сторону знаменитого Исаакиевского собора, расположенного на одноименной Исаакиевской площади.
Улица Малая Морская проходит от Невского проспекта до Исаакиевской площади и известна тем, что в начале XVIII века здесь была расположена Малая Морская слобода, в которой жили офицеры Морского ведомства и мастеровые с Адмиралтейской верфи.
Конечно, во времена, когда была завершена работа над монументом Медный всадник, того прекрасного Исаакиевского собора, который в настоящее время украшает Исаакиевскую площадь, еще не было. К его строительству Огюст Монферран, французский архитектор первой половины XIX века, приступил только лишь в 1818 году, спустя 46 лет после открытия монумента Петру Первому. Но, продолжим.
Когда дойдете до собора, поворачиваете направо, в сторону Невы и попадаете в Александровский сад, открытый в июле 1874 году к 200-летнему юбилею Петра Первого.
В июле 2021 года Александровскому саду, созданному по проекту президента общества садоводства, директора Петербургского Ботанического сада Эдуарда Людвиговича Регеля, исполнилось 147 лет
На церемонии открытия сада присутствовал император Александр II, который лично посадил дубок. Сейчас этот полуторавековой дуб по-прежнему растет напротив северного портала Исаакиевского собора.
За Александровским садом перед вашим взором предстанет памятник Петру I.
Медный Всадник в лучах заходящего летнего солнца
Наземный пассажирский транспорт
Ближайшие остановки автобусов:
- автобусы №№ 3, 22, 27, 71 и 100: остановка «Конногвардейский бульвар»
- автобусы № 10: остановка «Адмиралтейский проспект»
Если немного подальше. На автобусах №№ 7, 10, 24 и 191 и/или троллейбусах №№ 1, 7, 10 и 11 можно доехать до остановки «Дворцовая площадь», и далее неспешно прогуляться в сторону Сенатской площади вдоль Невы по Адмиралтейской набережной или по Адмиралтейскому проезду, вдоль Александровского сада. Хотя думается, прогулка по самому Александровскому саду доставит вам не меньше удовольствия.
На зеленой лужайке между Медным всадником и зданием Адмиралтейства в погожий денек любят отдохнуть как горожане, так и гости Санкт-Петербурга. Даже если и не шибко жаркое лето, как, например, было в 2019 году, когда на 12 июня температура держалась около 15 градусов выше нуля, а лучи ласкового летнего солнышка охлаждал свежий ветерок с Невы. Но разве это повод отказать себе в удовольствии принять солнечную ванну?