Крейсер «Аврора» в Петербурге - легендарный корабль военно-морского флота России

Крейсер Автора в Санкт-ПетербургеБронепалубный крейсер «Аврора», боевой корабль российского флота, прошедший три войны, герой морского Цусимского сражения 1905 года, участник Первой мировой войны на Балтике, один из символов Великой Октябрьской социалистической революции 1917 года, защитник блокадного Ленинграда в годы Великой Отечественной войны, ныне стоит на почетной «вечной стоянке» у гранитной Петроградской набережной Большой Невки, напротив здания Нахимовского военно-морского училища Санкт-Петербурга.

История крейсера «Аврора»

Крейсер I ранга «Аврора» был заложен на верфи «Новое Адмиралтейство» в Санкт-Петербурге 23 мая 1897 года. Еще два крейсера этой серии, заложенные в том же году на верфи Галерного островка, носили имена «Паллада» и «Диана». Все три крейсера строились в рамках программы усиления Балтийского флота.

24 мая 1900 года, в присутствии российского императора Николая II, под гром салютов, бронепалубный крейсер «Аврора» был торжественно спущен на воду.

Спуск на воду крейсера Аврора 1900 год Новое Адмиралтейство

Согласно паспорту боевого корабля, он имел следующие характеристики:

  • Вся длина с тараном — 416 футов
  • Наибольшая ширина — 55 футов
  • Среднее углубление в полном грузу — 21 фут
  • Полное водоизмещение — 6731,28т

Подводная часть крейсера представляла собой однорядную тиковую обшивку, закрытой поверх листовой медью толщиной 1мм. Данное решение было принято в целях исключения снижения скорости корабля из-за обрастания его подводной части.

Крейсер «Аврора» — второй корабль российского флота, носящий имя богини утренней зари. Его предшественник - спущенный на воду в 1835 году парусный фрегат «Аврора», герой обороны Петропавловска-Камчатского в войне 1854 года

Технические решения крейсера «Аврора»

Сталь и броневая защита крейсера

Сталь для корпуса крейсера, броневые плиты для защиты снарядных элеваторов были изготовлены Адмиралтейским и Ижорскими заводами, также на Ижорском заводе была изготовлена бронь котельных кожухов. Толщина стали для наружной обшивки составляла от 11мм до 16мм. Толщина защитной брони составляла 38мм.

Палубную броню изготовили на французском заводе «Шатильон-Комантри», ее толщина в горизонтальной части также составляла 38мм, с утолщением на скосах от 50,8мм до 63,5мм.

Броня боевой рубки и прикрывавший вход в рубку траверзный лист были толщиной 152мм.

Паровые машины крейсера «Аврора»

Изготовление и установка на крейсер паровых машин было заказано Франко-Русскому заводу (в настоящее время - Государственное предприятие «Адмиралтейские верфи»).

После успешного спуска на воду были продолжены работы по установке трех паровых машин тройного расширения, вспомогательных механизмов, дымовых труб. Для снабжения паром главных машин и вспомогательных механизмов было предусмотрено 24 котла Бельвиля. Основные работы по корпусу крейсера и установке механизмов были выполнены к концу 1900 года. Однако, ввиду большого объема оставшихся не выполненных работ, переход в Кронштадт, в итоге, был перенесен почти на полтора года.

Якоря крейсера

Для удержания корабля на стоянке «Аврора» была оснащена тремя (один резервный) становыми якорями Холла, производство которых к тому времени было освоено на Ижорских заводах и четырьмя адмиралтейскими вспомогательными якорями.

Вооружение крейсера «Аврора»

Корабельная артиллерия боевого корабля включала в себя:

  • восемь дальнобойных 6-дюймовых (152-миллиметровых) патронных орудий Канэ (по три на каждом борту и две в носовой части). Дальность стрельбы до 9800м, скорострельность — 5 выстрелов в минуту при механической подаче снарядов и 2 выстрела в минуту при ручной подаче.
  • двадцать четыре 75-миллиметровые скорострельные пушки Канэ на вертикальных станках системы Меллера. Дальность стрельбы до 7000м, скорострельность — 10 выстрелов в минуту при механической подаче снарядов и 4 выстрела в минуту при ручной подаче.
  • восемь одноствольных 37-миллиметровых пушек Гочкиса

Для усиления корабельного десанта при высадке, крейсер был вооружен двумя десантными 2,5-дюймовыми (63,5-миллиметровыми) скорострельными патронными орудиями системы В.С. Барановского (изготавливалось на Обуховском и Металлическом заводах Санкт-Петербурга).

Минное вооружение

Минное вооружение (три аппарата для выбрасывания мин) для всех трех крейсеров поставил Петербургский Металлический завод. Минные средства включали в себя один надводный выдвижной минный аппарат (был размещен в форштевне корабля) и два подводных траверзных аппарата, установленных на носовой платформе. Для стрельбы по противнику на крейсер загружались восемь пятиметровых самодвижущихся мин Уайтхеда, имеющих дальность хода до 1500м.

Вхождение крейсера «Аврора» в состав Балтийского флота

В свое первое плавание (переход в Кронштадт) крейсер «Аврора» вышел 28 июля 1902 года и вскоре, пройдя по Малому Кронштадтскому рейду, встал в Александровском доке для завершения работ. В Кронштадте корабль должен был войти в Отдельный отряд Балтийского флота для продолжения корабельных испытаний.

Последнее испытание было проведено в сентябре 1903 года. По итогам завершения работ крейсер обладал следующими характеристиками:

  • Общая мощность трех машин — 11 971 л.с.
  • Наибольшая скорость — 19,2 узла
  • Дальность плавания при 10-узловой экономической скорости — 4000 миль

Экипаж крейсера — 570 человек (офицеры, унтер-офицеры и матросы).

В 1903 году, спустя три года после спуска на воду, крейсер был введен в состав Балтийского флота.

Крейсер «Аврора» в годы Великой Отечественной войны

В годы Великой Отечественной войны с «Авроры» сняли девять 130-мм орудий, которые вошли в состав сформированной артиллерийской батареи с одноименным названием. Батарея «Аврора» (батарея «А»), входящая в состав отдельного артиллерийского дивизиона специального назначения, принимала непосредственное участие в обороне Ленинграда 1941-1944гг, орудия были установлены на позиции между Киевским шоссе и Дудергофом (пос.Можайский). В тяжелых, кровопролитных боях боевые расчеты, в которых служили и члены экипажа крейсера, практически полностью погибли.

В память о героях-артиллеристах батареи «А» у Вороньей горы и Киевского шоссе сооружены мемориалы.

Одно кормовое башенное 130-мм орудие с «Авроры» (дальность стрельбы до 25500 метров, скорострельность 7-8 выстрелов в минуту) было установлено на бронепоезде «Балтиец», который защищал подступы к Ленинграду на Ораниенбаумском плацдарме. Для возможности установки корабельного орудия, в конце января 1942 года бронепоезду была придана новая 60-тонная четырехосная открытая железнодорожная платформа.

Часть снятых с крейсера орудий меньшего калибра была передана в июле 1941 года на корабли Чудской военной флотилии.

Сам крейсер почти всю войну находился в военном порту Ораниенбаума (ныне — город Ломоносов), где принимал участие в отражении ожесточенных налетов немецкой авиации. После многочисленных попаданий вражеских снарядов и авиабомб, корабль получил серьезные как подводные и надводные пробоины. Возникла угроза того, что крейсер, получивший крен 23°, ляжет на правый борт и затонет. Для спасения корабля и возможности продолжать бои, было принято решение открыть кингстоны противоположного борта, что позволило, притопив корабль, поставить его на грунт и выровнять. Полузатопленный крейсер продолжал отражать атаки врага вплоть до окончания блокады. В сентябре 1944 года «Аврору» подняли и перевели для ремонта в Ленинград.

Крейсер «Аврора» — корабль-музей

После окончания войны и проведения ремонта, в 1948 году боевой крейсер встал на «вечную стоянку» у Петроградской набережной, став учебной базой для воспитанников расположенного напротив Нахимовского военно-морского училища, основанного 23 июня 1944 года.

В 1950 году на крейсере началось создание корабельного музея. Спустя шесть лет, 05 июля 1956 года согласно директиве Главнокомандующего Военно-Морским Флотом на крейсере первого ранга Балтийского флота был образован филиал Центрального военно-морского музея.

Постановлением Совета Министров РСФСР №1327 от 30 августа 1960 года крейсер «Аврора» был включен в число памятников, охраняемых государством. В 1961 году, вследствие организационных изменений и расширения экспозиции, крейсер перестал быть учебной базой нахимовцев.

Крейсер «Аврора» - единственный сохранившийся участник Цусимского сражения

Реставрация крейсера «Аврора»

Первая серьезная реставрация и капитальный ремонт крейсера был проведен в 1984–1987 годах. Среди прочих работ было выполнено тщательное обследование состояния подводной части крейсера и выявлено ее крайне удручающее состояние. К этому времени она представляла из себя «пирог», состоящий из первоначальной деревянной обшивки, поверх которой были прибиты медные листы, изнутри же все было залито бетоном (которым ранее пытались ликвидировать постоянную течь корпуса). Между ним и обшивкой - ржавчина. Сохранить или, тем более, восстановить такой «пирог» было попросту невозможно.

В связи с этим было принято достаточно радикальное решение: оставить историческую надводную часть, а подводную - выполнить заново.

Ремонт проводился на Ленинградском судостроительном заводе имени А.А.Жданова (ныне ОАО «Судостроительный завод «Северная верфь») и был полностью завершен к 70-летию Октябрьской революции.

В шести залах корабля разместили экспозицию, посвященную революционному и боевому прошлому крейсера, с тех пор корабль-музей стал одним из самых посещаемых жителями и гостями города.

14 августа 2021 года Филиал Центрального военно-морского музея имени императора Петра Великого на крейсере «Аврора» посетил полуторамиллионный посетитель. Им стала Ангелина Петровна Кусайко из Перми, пришедшая со своей семьей посмотреть легендарный корабль

Ремонт крейсера «Аврора» в 2014 &mdash 2016 годах

На очередной капитальный ремонт, который продолжался два года, крейсер-музей «Аврора» отправился 21 сентября 2014г. В тот день проводить на ремонт легендарный корабль собрались тысячи петербуржцев и гостей города. Специально для этого события на Петровской набережной установили видеокамеру, с помощью которой трансляцию буксировки крейсера можно было посмотреть в Интернет.

Для прохода крейсера по Неве было разведено три моста: Троицкий, Дворцовый и Благовещенский.

В буксировке корабля принимали участие одиннадцать буксиров, вспомогательных судов и катеров Ленинградской военно-морской базы Балтийского флота. Спустя пять часов корабль подошел к Кронштадтскому морскому заводу Минобороны РФ на острове Котлин, для постановки в сухой док им.П.И.Велещинского - самый большой из четырех доков морского завода.

Сухой док им.П.И.Велещинского

Этот огромный док (длина 236м, ширина 45,9м, высота 10,8м), предназначенный для ремонта линкоров балтийской серии, был торжественно открыт в присутствии императорской семьи 13 июля (01 июля по старому стилю) 1914 года и как раз незадолго до прибытия «Авроры» отметил свой 100-летний юбилей. При открытии док был назван в честь наследника российского престола: «Имени Его Императорского Высочества Наследника Цесаревича и Великого Князя Алексея Николаевича», а новое название получил в начале 20-хх годов ХХ века.

К слову сказать, одновременно с «Авророй» в этом же доке в сентябре 2014 года производился ремонт легендарного арктического ледокола «Красин», ведущего свою славную историю с 1917 года. В настоящее время ледокол «Красин», принимавший участие в арктических экспедициях и освоении Северного морского пути, является филиалом калининградского Музея Мирового океана и стоит на приколе у набережной Лейтенанта Шмидта Санкт-Петербурга, около Горного университета.

Завершение ремонта крейсера «Авроры» в 2016 году

16 июля 2016 года, пройдя по Морскому каналу и по Неве с гордо поднятым Андреевским флагом, освещая путь мощным прожектором для освещения фарватера, крейсер вернулся на место «вечной стоянки» у Петроградской набережной.

В 2018 году крейсер «Аврора» получил международный сертификат, подтверждающий включение легендарного корабля во Всемирный список особой туристской привлекательности. Тем самым крейсер стал 25-м объектом из России, попавшим в этот перечень, наряду с Государственным Эрмитажем, архитектурным ансамблем Кижи, Московским Кремлем, озером Байкал и другими знаковыми достопримечательностями

Режим работы музея крейсер «Аврора»

Крейсер первого ранга «Аврора» Балтийского флота, корабль №1 российского Военно-морского флота, является филиалом Федерального государственного бюджетного учреждения культуры и искусства «Центральный военно-морской музей имени императора Петра Великого» Министерства обороны Российской Федерации (ФГБУ «ЦВММ» Минобороны России).

Время работы музея на крейсере «Аврора»: с 10-00 до 18-00. Касса работает с 10-00 до 17-15. Выходные дни &mdash понедельник и вторник.

Телефон филиала ФГБУ «ЦВММ» на крейсере «Аврора», по которому можно узнать о наличии билетов и заказать экскурсии: +7(812) 607-49-22 (кроме понедельника и вторника).

Музей крейсер Аврора в Санкт-Петербурге

Стоимость билетов на посещение музея на крейсере «Аврора»

Посетить музей крейсер «Аврора» можно как самостоятельно, так и в составе экскурсионной группы. Предлагается два варианта экскурсионного обслуживания: обзорная экскурсия (только верхняя палуба и 6 залов с экспозициями) и расширенная экскурсия, в рамках которой на выбор предлагается четыре маршрута:

  • Маршрут 1. Верхняя палуба + 6 залов музея + историческое машинно-котельное отделение + история медицины на русском флоте (зал №8) + флотская медицина на кораблях во время РЯВ (мультимедиа в зале №9) (время проведения экскурсии: 60 минут).
  • Маршрут 2. Средний мостик + верхний переходной мостик + носовой мостик правого борта + ходовая рубка (3D-комплекс виртуальной реальности) + носовой мостик левого борта + боевая рубка + верхний переходной мостик + историческое машинно-котельное отделение + свободное посещение верхней палубы и 6-ти залов музея (время проведения экскурсии: 90 минут)
  • Маршрут 3. Средний мостик + верхний переходной мостик + носовой мостик правого борта + ходовая рубка (3D-комплекс виртуальной реальности) + носовой мостик левого борта + боевая рубка + верхний переходной мостик + верхняя палуба + 6 залов музея + историческое машинно-котельное отделение + история медицины на русском флоте (зал №8) + флотская медицина на кораблях во время РЯВ (мультимедиа в зале №9) (время проведения экскурсии: 120 минут)
  • Маршрут 4. Историческое машинно-котельное отделение  + история медицины на русском флоте (зал №8) + флотская медицина на кораблях во время РЯВ (мультимедиа в зале №9) + свободное посещение верхней палубы и 6-ти залов музея (время проведения экскурсии: 40-50 минут)

Билеты на основную экспозицию на крейсер «Аврора» можно купить он-лайн на официальном сайте. Стоимость билета — 500 рублей (по состоянию на сентябрь 2021 года)

Купить билет на крейсер Аврора Петербург

Ознакомиться со стоимостью экскурсионных маршрутов, скидками, льготами и возможностью бесплатного посещения также можно на официальном сайте.

Как доехать до крейсера «Аврора»

Адрес: Санкт-Петербург, Петроградская наб., 2А.

Ближайшие станции метро: «Горьковская» (синяя «Московско-Петроградская» линия) и «Площадь Ленина» (красная «Кировско-Выборгская» линия).

На общественном наземном транспорте

От станции метро «Горьковская» до крейсера «Аврора» можно доехать на трамваях № 6, № 40, а от метро «Площадь Ленина» — на трамвае № 6.

Если вы собрались поехать из центра города, например, от станции метро «Невский проспект», то садитесь на автобус № 49. Автобусная остановка расположена на углу Невского проспекта и улицы Садовая.


Если хотите прогуляться пешком. Идти будет ближе от станции «Горьковская». Выходите из метро, проходите через Александровский парк в сторону Троицкой площади, минуете Троицкую церковь и выходите на Петровскую набережную. Далее, повернув налево, идете по Петровской набережной, мимо Домика Петра в сторону Петроградской набережной и вскоре перед вами появится знаменитый крейсер.

Достопримечательности рядом

Станция «Горьковская» еще удобнее тем, что рядом, на Заячьем острове, находится Петропавловская крепость, заложенная 27 мая (16 мая по старому стилю) 1703 года Петром Великим. Напротив крепости расположен Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи (адрес: Александровский парк, д.7).

Также совсем рядом — Ленинградский зоопарк, один из старейших зоопарков России, основанный 14 августа (01 августа по старому стилю) 1865 года и «Театр «Мюзик-Холл» (адрес: Александровский парк, д.4).