Витебский железнодорожный вокзал (ранее – Царскосельский вокзал), построенный в стиле модерн и расположенный в центре Санкт-Петербурга, ведет свою историю с первой половины 19 века и является старейшим и одним из красивейших по своему внешнему и внутреннему убранству вокзалов в России.

История Витебского железнодорожного вокзала началась со строительства первой в Российской империи железной дороги, которая связала Петербург и Царское Село (в настоящее время – город Пушкин). Строительство однопутной железной дороги было начато 1 мая 1836 года (по Указу императора Николая I «Положения об учреждении общества Акционеров для сооружения железной дороги от Санкт-Петербурга до Царского Села с продолжением до Павловска») и завершилось спустя полтора года, 30 октября 1837 года по старому стилю (по  новому стилю – 11 ноября).

Главным вдохновителем и инициатором строительства первой железной дороги общего пользования был австрийский инженер Франц Антон фон Герстнер, приехавший в Россию в 1834 году по приглашению Горного ведомства. Именно ему Николай I, после изучения представленного фон Герстнером доклада, доверил строительство, можно сказать, демонстрационной железной дороги, ставшей отправной вехой в развитии железнодорожного сообщения Российской империи.

В 1824 году Фон Герстнер построил первую железную дорогу в Германии, протяженностью в 12 верст из Будвейна (в Богемии) до Линца

Торжественный молебен и открытие Царскосельской железной дороги, протяженностью 25 верст, состоялось 30 октября 1837 года, в присутствии членов государственного совета, дипломатического корпуса, знати и множества зрителей. Небольшой состав из паровоза «Проворный» (причем машинистом был сам фон Герстнер) и восьми вагонов преодолел дорогу от Санкт-Петербурга до Царского Села всего за 35 минут. Обратный путь занял 27 минут. Средняя скорость состава составила 51 км/ч (при максимальной скорости 64 км/час на отдельных участках). Для первой половины 19 века, можно сказать, просто потрясающий результат.

На следующий день газета «Санкт-Петербургские ведомости» не скупилась на хвалебные эпитеты, сравнивая скорость железнодорожного состава, например, с «быстротой, ужасающей воображение», «быстротой ветра в пустыне» и «силой, уничтожающей пространство».

В память о вкладе инженера фон Герстнера в развитие железных дорог России, в 1997 году на здании Витебского вокзала была открыта мемориальная доска, а в 2007 году в Световом зале (на втором этаже) Витебского вокзала был установлена полноразмерная бронзовая скульптура Ф.А.Гестнера, держащего в руках модель паровоза «Проворный».

Макет поезда с паровозом «Проворный» и тремя вагонами разных классов можно увидеть в стеклянном павильоне Витебского вокзала

На лицевой стороне постамента надпись: «Франц Антон фон Герстнер». Ниже бронзовая доска с надписью: «Автор и строитель первой железной дороги в России Санкт-Петербург – Царское Село – Павловск. Открыта 30 октября 1837г».

Первое здание вокзала представляло собой временное небольшое деревянное здание с помещениями для размещения служащих и пассажиров. На месте, где почти два столетия назад было расположено здание первого петербургского железнодорожного вокзала в настоящее время находится наземный павильон станции метро «Пушкинская».

Спустя 12 лет, в период с 1849 по 1852гг было построено новое здание ж/д станции. Архитектором нового двухэтажного каменного здания стал архитектор Константин Андреевич Тон.

К слову сказать, К.А.Тон также является автором двух вокзалов-близнецов, спроектированных в стиле неоренессанс: Московского железнодорожного вокзала в Санкт-Петербурге и Ленинградского железнодорожного вокзала в Москве.

Бюст Константина Андреевича Тона Ленинградский вокзал

Бюст К.А. Тона у главного входа Ленинградского вокзала в Москве

Строительство здания Витебского вокзала, которое мы с вами видим в настоящее время, началось в 1901 году и продолжалось в течение трех лет. Автором проекта здания вокзала стал академик Станислав Антонович Бржозовский, а непосредственно строительные работы велись под руководством инженеров А.Г.Голубкова и Н.С.Островского. Официальное открытие вокзала состоялось 1 августа 1904 года.

В 2022 году Витебский вокзал отметили свой 185-летний юбилей

Интересной особенностью Витебского вокзала является то, что платформы находятся на уровне второго этажа здания.

История названий Витебского вокзала

С момента своего открытия вокзал стал назваться Царскосельским. В 1918 году, после переименования Царского села, вокзал стали называть Детскосельским.

Свое современное название – Витебский, вокзал получил в 1935 году, по наименованию конечного пункта железной дороги.

Режим работы Витебского вокзала

Режим работы Витебского вокзала Санкт-Петербурга – круглосуточный.

Информационные сервисы на территории Витебского вокзала

На территории Витебского вокзала работает сеть Wi-Fi RZD. Зона действия беспроводной сети: 1-й этаж вокзала, залы ожидания на 1 и 2 этажах, Картинный зал, Световой зал на 2-м этаже вокзала

Информацию о расписании движения поездов, правилах перевозок, стоимости проезда, наличии мест и т.д. можно получить:

  • в терминале интерактивной справки (1 терминал в транзитном зале на 1 этаже, 1 терминал в зале ожидания на 2 этаже, 1 терминал в вестибюле пригородных касс);
  • у сотрудников-кассиров в кассах вокзалах;
  • по телефону Единой справочной ОАО «РЖД»: 8 (800) 775-00-00.

Различные вопросы, связанные с обслуживанием пассажиров на вокзале, можно выяснить обратившись к дежурному помощнику начальника вокзала.

Общественное пространство у Витебского вокзала

В последние годы в Петербурге, в рамках регионального проекта «Формирование комфортной городской среды» и проекта «Твой бюджет», достаточно активно обустраивают общественные пространства, в том числе, около вокзалов и станций метрополитена.

В рамках этих программ, осенью 2022 года около Витебского вокзала было выполнено благоустройство территории площадью в 1250 кв.м.

Проект нового общественного пространства был доработан с учетом замечаний горожан и обеспечения комфортной среды людей с ограниченными возможностями.

При формировании функциональных зон были обустроены цветники и газоны, высажены кустарники и деревья, выполнен удобный подход к вокзалу и оборудована зона отдыха. Двойные скамейки, установленные в зоне отдыха, выполнены в дизайне, который делает их визуально похожими на скамьи в пригородных электричках или в залах ожидания поездов.

Скамейки на общественном пространстве у Витебского вокзала

Источник изображения: официальный сайт Администрации Санкт-Петербурга

Дизайн уличных фонарей наружного освещения выполнен с учетом визуального восприятия архитектуры Витебского вокзала.

В качестве доминанты общественного пространства выступает новый арт-объект – уличные часы с 11 циферблатами разных поясов страны.

Часы на общественном пространстве у Витебского вокзала

Источник изображения: официальный сайт Администрации Санкт-Петербурга

Где расположен Витебский вокзал Санкт-Петербурга

Витебский железнодорожный вокзал расположен по адресу: Санкт-Петербург, Адмиралтейский район, Загородный проспект, 52.


Ближайшая станция метро – «Пушкинская» (красная, Кировско-Выборгская линия петербургского метрополитена). Ближе, как говорится, некуда – наземный вестибюль станции расположен в соседнем здании.

Примерно в пяти минутах ходьбы находится станция метро «Звенигородская» (фиолетовая, Фрунзенско-Приморской линия).

На пару минут больше понадобится времени, если вы решите пройти от расположенной на пересечении Московского и  Загородного проспектов станции метро «Технологический институт» (кросс-платформенная (пересадочная) станция между Кировско-Выборгской и Московско-Петроградской линиями).

Автомобильная парковка около Витебского вокзала

Автомобильная парковка расположена непосредственно перед зданием вокзала. Есть парковочные места для граждан с ограниченными физическими возможностями.



Поделиться с друзьями:

Понедельник, 06 февраля

Яндекс.Погода

Транспорт. Интересные факты и цифры

Метрополитен Петербурга

В Санкт-Петербурге одно из самых глубоких метро в мире, что связано со сложными условиями строительства в болотистом грунте.

Cтанция метро «Адмиралтейская», с глубиной заложения 86 метров, является самой глубокой станцией метро в России.

Ежедневно по пяти линиям петербургского метро курсирует 1900 вагонов, которые перевозят более двух миллионов пассажиров в сутки.

Наземный траспорт

Cвою историю петербургский трамвай ведет с 29 сентября 1907 года.

Электрифицированный пассажирский транспорт Санкт-Петербурга (троллейбусы и трамваи) в 2019 году перевез более трехсот миллионов человек.

ЗСД Петербурга

Западный Скоростной Диаметр (ЗСД) - это первая в России платная внутригородская магистраль скоростного движения.

Протяженность ЗСД составляет 46,6 км, из которых 26,7 км проходит по искусственным сооружениям.

Мосты Петербурга

В Петербурге 18 разводных мостов. Из них в период навигации регулярно разводятся 12: Александра Невского, Биржевой, Благовещенский, Большеохтинский, Володарский, Гренадерский, Дворцовый, Кантемировский, Литейный, Сампсониевский, Троицкий и Тучков.

Соглашения
Карта сайта
Связаться с нами