Международный аэропорт «Пулково», «воздушные ворота» Северной столицы, ведет свою историю с 1932 года и в настоящее время является одной из лучших воздушных гаваней в Европе по качеству обслуживания пассажиров и одним из самых современных и крупнейших аэровокзальных комплексов России.
Код аэропорта - LED. Данный код был присвоен аэропорту в то время, когда наш город носил название Ленинград. Российский код аэропорта «Пулково» - ПЛК.
В настоящее время в «Пулково» предоставляют свои услуги около 70 авиакомпаний.
История аэропорта «Пулково»
Аэродром «Шоссейная»
Проектные работы по созданию аэродрома в Ленинграде были начаты осенью 1930 года. Для этого было сформировано строительное управление и небольшое проектное бюро. В конце декабря 1930 года план аэродрома был рассмотрен на совещании в Ленинградском авиационном институте и одобрен ВО ГВФ («Всесоюзное общество Гражданского воздушного флота») и практически незамедлительно (уже в начале февраля 1931 года), на участке между окружной железной дорогой и Пулковскими высотами, недалеко от деревни Каменка, начались работы по строительству аэропорта.
В начале 1932 года строящийся аэродром был объявлен ударной стройкой. Строительные бригады были усилены, работы велись практически круглосуточно.
Официальное открытие нового Ленинградского аэропорта состоялось, как и было запланировано, 24 июня 1932 года. В этот день было принято два авиарейса с пассажирами и почтой из Москвы и начались регулярные полеты.
Свое первое название новый аэропорт получил от расположенной неподалеку железнодорожной станции «Шоссейная».

Здание аэровокзала аэропорта «Шоссейная», 1933 год
Дата открытия первых пассажирский авиаперелетов считается своеобразным днем рождения аэропорта.
24 июня 2021 года аэропорту «Пулково» исполнилось 89 лет
Спустя несколько лет, в 1936 году, было начато строительство нового, двухэтажного здания по проекту архитектора Генриха Владимировича Майзеля (с колоннадами, облицовкой камнем, скульптурными группами). Со стороны Пулковского шоссе планировалось разбить площадь с фонтанами и декоративными растениями.
Развитие аэропорта «Шоссейная»
К строительству нового здания аэровокзала вернулись после победы в Великой Отечественной войне. Конечно, речь шла не только о продолжении строительства. После страшной, разрушительной войны требовалось восстановить и уничтоженные в военные годы аэропорт и авиагородок. После этого - вновь возобновить регулярные авиаперелеты, открыть новые маршруты не только на местных линиях, но и с Севером и Дальним Востоком и увеличить количество авиаперевозок.
Работы по завершению проекта аэровокзала были поручены Александру Ивановичу Гегелло - одному из мастеров советского зодчества, представителю ленинградской архитектурной школы конструктивизма.
Открытие нового монументального здание аэровокзала «Шоссейная» состоялось в 1951 году.

Новое здание аэровокзала аэропорта «Шоссейная», 1951 год
Аэропорт «Пулково»
В 1973 году, по проекту архитектора Александра Владимировича Жука был построен суперсовременный, по тем временам, аэропорт, с пропускной способностью до 2650 пассажиров в час. Для регистрации пассажиров были предусмотрены 24 регистрационные стойки, для приема и выдачи багажа - конвейерные линии. В здании аэровокзала также разместили почту, кафе и ресторан.
Первых пассажиров новый аэровокзал принял в ночь с 24 на 25 апреля 1973 года.
За свой необычный архитектурный облик, который зданию придавали пять стеклянных башен, по форме чем-то напоминающих пять перевернутых и установленных в ряд граненых стаканов, аэропорт в шутку стали называть «Пять стаканов».

Здание аэровокзала аэропорта «Пулково-1», 1973 год
Одновременно с открытием нового аэровокзала, в строй ввели вторую взлетно-посадочную полосу.
Новый аэровокзал стал называться «Пулково-1», в честь находящихся рядом Пулковских высот.
Спустя семь лет, в 1980 году в отремонтированном здании первого аэровокзала (открытого в 1951 году) открыли второй аэровокзальный комплекс «Пулково-2», который стал использоваться для обслуживания международных направлений.
Аэропорт «Пулково» в наши дни, планы развития
С 2010 года Оператором «Пулково», на основании Соглашения о создании, реконструкции эксплуатации на основе государственно-частного партнерства (ГЧП) объектов, входящих в состав имущества аэропорта «Пулково», является ООО «Воздушные Ворота Северной Столицы» (ВВСС). Соглашение было заключено между Санкт‑Петербургом в лице Правительства города, АО «Аэропорт «Пулково» и ВВСС. Акционерами ООО «Воздушные Ворота Северной Столицы» являются: VTB Capital, Fraport, Qatar Investment Authority (QIA), РФПИ и пул иностранных инвесторов.
Первая фаза развития «Пулково»
В рамках первого этапа развития аэропорта было принято решение о строительстве нового, отвечающего всем современным требованиям здания пассажирского терминала «Пулково». Первая свая в основание здания былв забита в ноябре 2010 года, строительство велось в период 2010 - 2013 гг. Площадь нового терминала, примыкающего к существующему зданию аэровокзала, составила 170 000кв.м. Тестовая эксплуатация началась 4 декабря 2013 года, в этот же день в 10-30 утра из нового терминала был отправлен первый рейс авиакомпании «Россия» по маршруту Санкт-Петербург - Дюссельдорф.
В огромных, просторных залах нового терминала разместились 88 стоек регистрации, в зонах прибытия - 7 лент выдачи багажа, одна из которых может быть попеременно задействована как для внутренних, так и для международных рейсов.
Для удобства передвижения пассажиров в новом здании смонтировано 24 эскалатора и 60 лифтов, на всей территории организована безбарьерная среда для маломобильных пассажиров.
Зал нового терминала украшен несколькими фигурами ангелов в человеческий рост, у которых вместо классических ангельских крыльев с перьями - крылья самолетов с авиационными двигателями. Автор скульптур - художник Дмитрий Шорин.

На 13 000кв.м коммерческих площадей разместились 25 ресторанов и кафе и около сорока различных магазинов.
Также в 2014 году были завершены работы по реконструкции старого здания терминала «Пулково-1». После этого старый и новый терминалы были объединены просторной пешеходной галереей, образовав единый аэровокзальный комплекс. Первая фаза реконструкции терминала «Пулково-1» была завершена в 2015 году.
Общий объем инвестиций в рамках первой фазы развития воздушной гавани Северной столицы в период с 2010 по 2015 год включительно составил 1,2 млрд.евро.

Скульптура Петра Великого в обновленном терминале «Пулково-1»
Пассажиропоток аэропорта «Пулково»
В 2018 году аэропорт «Пулково» обслужил 18 122 286 пассажиров, что на 12,4% превышает результат 2017 года. При этом на внутренних воздушных линиях по итогам 2018 года (по сравнению с 2017 годом) пассажиропоток вырос на 10,8%, что составило 11 028 468 человек.
11 июля 2018 года (следующий день после прошедшего в Санкт‑Петербурге полуфинала Чемпионата мира по футболу FIFA 2018), за одни сутки аэропорт встретил 74 608 человек, что стало абсолютным максимумом в истории воздушных ворот Северной столицы
На международных воздушных линиях за указанный период объем перевозок увеличился на 14,9% относительно показателя 2017 года - до 7 093 818 человек.
В 2019 году аэропорт «Пулково» обслужил 19 581 262 пассажиров, что на 8,1% превышает результат 2018 года и стало рекордным показателем за все время его работы
Самыми востребованными внутренними направлениями из «Пулково» по объёму пассажиропотока в 2019 году стали Москва, Симферополь, Сочи Калининград и Екатеринбург. Среди международных направлений в лидерах оказались Анталья, Минск, Франкфурт-на-Майне, Мюнхен и Париж.
Седьмая «степень свободы воздуха» для «Пулково»
Еще одним значительным шагом в развитии петербургского аэропорта стал введенный с 01 января 2020 года (пусть пока в качестве пилотного проекта) режим «открытого неба». Ограничение по седьмой «степени свободы воздуха» для полетов иностранных авиакомпаний в Санкт-Петербург был снят сроком на пять лет.
Вторая фаза развития «Пулково»
Неуклонный рост пассажиропотока, который достаточно быстро приближается к максимальной пропускной способности аэропорта (оцениваемой в 25 миллионов пассажиров в год), показал необходимость дальнейшего развития и расширения воздушной гавани Петербурга.
В рамках второй фазы развития аэропорта «Пулково» планируется продлить здание нового терминала, провести реконструкцию привокзальной площади перед терминалом А, расширить южную и северную посадочные галереи, построить новый посадочный сателлит (площадью 52000кв.м), соединенный с основным зданием аэровокзального комплекса подземным тоннелем под перроном, построить новые ангары для для стоянок самолетов и т.д. В настоящее время рассматривается несколько вариантов развития и какой мастер-план будет в итоге одобрен, мы узнаем позднее.
Итогом столь масштабных работ должно стать увеличение пропускной способности «Пулково» до 35-40 миллионов пассажиров в год к 2040 году.
В нескольких километрах от аэропорта, на территории аэрокомплекса «Пулково-2» планируется построить «Аэрополис» - специальную экономическую зону, пакет соглашений о строительстве которой был подписан на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ-2021).
Отели рядом с аэропортом «Пулково-1»
Около нового терминала расположен отель Park Inn by Radisson Pulkovo Airport St.Petersburg, который соединен с терминалом крытым переходом.
На территории самого терминала, на 1 этаже, также находится футуристический капсульный отель AEROSLEEP Capsule Pulkovo. Для постояльцев предлагаются спальные места размером 140x200см, подушки, одеяла и одноразовое постельное белье. В каждой капсуле есть розетка 220В для зарядки устройств и бесплатный Wi-Fi.
Скидки для держателей «Единой карты петербуржца» на услуги аэропорта «Пулково»
Для владельцев «Единой карты петербуржца», действующей на территории города с марта 2018 года, в аэропорту предусмотрен ряд скидок на различные услуги аэропорта:
- скидка 15% на услугу упаковки багажа;
- скидка 15% на при оплате бизнес-салона аэропорта;
- скидка 15% на услугу Fast Track (данный сервис предоставляет возможность прохождение всех обязательных процедур, таких как регистрация на авиарейс, таможенный и паспортный контроль и т.д., в ускоренном порядке и без очередей, в сопровождении представителя аэропорта).
В зале ожидания терминала «Пулково-1» снимался один из эпизодов «Ирония судьбы, или С легким паром!». Один из наших самых любимых советских телевизионных фильмов был впервые показан в Советском Союзе 1 января 1976 года
Арт-объекты в аэропорту «Пулково-1»
Скульптура «Авиатор»
Перед зданием нового аэровокзала установлен притягивающий взоры необычный арт-объект - бронзовая скульптура «Авиатор», работы петербургского скульптора Дмитрия Каминкера.

Скульптура «Авиатор» в аэропорту «Пулково-1»
Скульптура цветка одуванчика, символа мира и доброты
Рядом со скульптурой «Авиатор» находится еще один арт-объект - установленная в 2017 году скульптура цветка одуванчика, символа мира и доброты, работы скульптора Григория Потоцкого.

Скульптура цветка одуванчика, символа мира и доброты в аэропорту «Пулково-1»
Как сообщала пресс-служба «Пулково», петербургский аэропорт стал первым в России, который принял у себя «Символом мира и доброты Одуванчик», являющийся проектом Международной академии доброты, таким образом дав старт международной акции по размещению скульптур других воздушных узлах. Главным организатором проекта выступает бизнесмен, общественный деятель и меценат Аркадий Пекаревский.
Образ скульптуры созвучен с миссией академии — «сеять добро на земле». Ведь при малейшем дуновении белоснежные семена-зонтики цветка мгновенно разлетаются в разные стороны и дают новые всходы. Для установки были выбраны именно аэропорты, так как там пересекаются жизни миллионов людей: разных социальных статусов, национальностей, вероисповеданий и культур. В будущем планируется установить около 100 скульптур одуванчиков в международных аэропортах по всему миру. На момент установки в «Пулково» скульптура одуванчика была уже установлена в 30 странах.
Как доехать до аэропорта «Пулково» или из аэропорта в Петербург
Общественный пассажирский транспорт
Между терминалом аэропорта и Санкт-Петербургом (до станции метро «Московская» Московско-Петроградской (синей) линии) курсируют автобусы № 39 и № 39Э. В аэропорту остановка автобусов расположена прямо напротив выхода из зала прибытия. Это самый бюджетный способ проезда, стоимость разовой поездки в наземном транспорте Петербурга с 01 января 2021 года составляет 55 рублей. Если потом планируется поездка на метро, то один жетон обойдется в 60 рублей (поэтому лучше приобрести проездной или Единый электронный билет «Подорожник», скидки на поездки будут ощутимые).
Отличие автобуса № 39Э от автобуса № 39 в том, что первый является экспрессом и не делает промежуточных остановок как на пути следования от метро «Московская» до «Пулково», так и обратно. Автобус № 39, соответственно, останавливается для посадки-высадке пассажиров на каждой автобусной остановке.
По обоим маршрутам курсируют новые автобусы, рассчитанные на перевозку до 170 человек, оборудованные двигателями экологического стандарта Евро-5, кондиционерами и полностью приспособленные для проезда маломобильных граждан. Есть валидаторы, позволяющие выполнить оплату проезда бесконтактными банковскими картами. Кроме того, на ЖК-терминалах, установленных в пассажирском салоне, транслируется информации о вылетах и прилётах.
Такси «Пулково»
В «Пулково» работает единственная официальная круглосуточная служба такси аэропорта - «Такси Пулково». Фирменные стойки «Такси Пулково» находятся в зале выдачи багажа и в зале прибытия терминала, так что заказать такси можно сразу по прибытию в Северную столицу. На этой же стойке можно сразу оплатить поездку, водителю надо лишь показать чек. Также киоски такси есть и на улице.
С более подробной информацией и стоимостью поездок можно ознакомиться на официальном сайте «Такси Пулково». Телефон службы: +7(812) 677-86-35.
Каршеринг в аэропорту «Пулково»
Мир сервисных услуг не стоит на месте и в нашей жизни уже достаточно привычным стал еще один удобный сервис - каршеринг. Те, кто любит самостоятельно добираться до нужного места, могут воспользоваться услугами каршеринга компаний «Яндекс.Драйв» и «Делимобиль».
Каршеринг - вид краткосрочной аренды автомобиля с поминутной тарификацией
Место размещения автомобилей каршеринга — парковки Р2 и Р3.

Фрагмент плана парковок в аэропорту «Пулково-1»
Перспективы развития транспортной доступности аэропорта «Пулково»
В перспективных планах до 2025 года рассматривается проект организации, в составе внутригородского маршрута Ораниенбаум – Белоостров, железнодорожного сообщения между аэропортом «Пулково» и северной частью города. Проект должен быть синхронизирован с работами второй фазы развития аэропорта, в частности, со строительством второго пассажирского терминала.
Аэропорт «Пулково» на карте Петербурга
Международный аэропорт «Пулково» находится в Московском районе Санкт-Петербурга.