Памятник рунопевцу на площади Вяйнямёйнена

Памятник рунопевцу на площади Вяйнямейнена в Сортавале в Карелии

В сквере на площади Вяйнямёйнена находится памятник рунопевцу Вяйнямёйнену, установленный в 1935 году к столетию знаменитого карело-финского эпоса «Калевала».

Памятник рунопевцу

Прогуливаясь по исторической части города Сортавала, в небольшом зеленом сквере на пересечении улицы Ленина и Карельской улицы, вы увидите памятник рунопевцу — эдакого богатырского вида могучего старца, восседающего на медвежьей шкуре. Перед вами, дорогие друзья, Вяйнемёйнен (карел. и фин. Väinämöinen), Прародитель, творец и создатель, исполнитель песен под аккомпанемент кантеле, получеловек-полубог, рожденный от девы воздуха Илматар (которая носила его в чреве своем в течение семи столетий), главный и, пожалуй, самый любимый герой карело-финского поэтического эпоса «Калевала».

Лицом сей мудрый старец обращен в сторону улицы Ленина (в былые годы — Ратушная улица), за его спиной — построенное в 1915 году стиле неоклассицизма двухэтажное здание бывшего Финляндского банка (сейчас в этом здании расположен Банк России). Перепланировкой сквера, в котором было решено установить памятник рунопевцу, занимался известный финский архитектор Уно Вернер Ульберг.

Памятник рунопевцу Вяйнямейнену в Сортавале

Памятник рунопевцу Вяйнямёйнену, Сортавала

В руках рунопевца — кантеле, струнный щипковый музыкальный инструмент, повсеместно используемый населяющими Северное Приладожье народами и внешне напоминающий русские гусли. Сей инструмент, как следует из песен эпоса, Вяйнемёйнен собственноручно сделал из костей убитой им огромной щуки.

Памятник рунопевцу играющему на кантеле, в Сортавале

Пьедестал памятника выполнен из местного сердобольского гранита, добытого на острове Риеккалансаари

Медная скульптура рунопевца — работа финского скульптора Алпо Сайло (фин. Alpo Sailo).

Идея создания памятника, увековечивающего героя народного эпоса, возникла у Алпо Сайло в 1916 году, но, в связи с отсутствием требуемых средств, от идеи до воплощения прошло целое десятилетие. Необходимую сумму удалось собрать только в 1927 году: 25 тысяч финских марок была завещана Карлом Густавом Бергом, первым бургомистром (мэром) Сортавалы и, после ухода с этого поста, занимавшего должность окружного судьи, а оставшаяся сумма поступила от доходов проведенного в Сортавале в 1926 году третьего Всефинляндского песенного праздника.

Первый Песенный праздник прошел в городе Сортавала в 1896 году, затем — в 1906, 1926 и 1935 годах. С 1953 года традиция проведения песенного праздника, хоть и в меньшем масштабе, была возобновлена. С 2012 года, по инициативе Министерства культуры Карелии, БУ «Центр национальных культур и народного творчества Республики Карелия», Союза Ладожских карелов и карельских организаций Финляндии Песенный праздник был возрожден уже как Международный. В 2012 и 2015 годах местом его проведения стал город Сортавала, в 2013 праздник был проведен в Петрозаводске. В 2014 и 2016 годах праздник был проведен в двух городах Восточной Финляндии: Йоэнсуу (фин. Joensuu) и Нурмес (фин. Nurmes). В 2017 году праздник принял город Олонец, а в 2019 году Песенный праздник вновь прошел в Сортавале.
Памятник рунопевцу в Сортавале

Образ рунопевца является собирательным и посвящен всем исполнителям древних эпических карельских песен — рун, являющихся одним из важнейших элементов духовной культуры Карелии, хранящих в себе культурную память древних карел: об их верованиях, укладе жизни, традициях, обрядах и обычаях.

Карельские руны внесены в список нематериального культурного наследия народов России.

По инициативе Совета уполномоченных IX съезда карелов Республики Карелия, 2021 год в Карелии был объявлен Годом карельских рун. Из более чем сорока запланированных мероприятий центральным событием стал День карельских рун, который отметили 10 июня 2021 года

Однако есть версия, что при создании образа рунопевца скульптор Алпо Сайло вдохновлялся обликом знаменитого рунопевца Северного Приладожья, уроженца деревни Шемейкка Суоярвского района Петри (Пётра Ивановича) Шемейкке, который, благодаря своему мастерству исполнения рун, игры на кантеле и колоритному внешнему виду, в буквальном смысле стал народным символом мифического героя «Калевалы» — рунопевца Вяйнямёйнене.