Памятник князю Ярославу Всеволодовичу на набережной Сортавалы

Памятник святому благоверному князю Ярославу Всеволодовичу украшает набережную города Сортавала с осени 2024 года. Установка памятника была приурочена к значимому в истории Республики Карелии событию — к 800-летию крещения карелов.

Памятник крестителю карелов — князю Ярославу II Всеволодовичу

На новой набережной города Сортавала, окаймляющей прибрежную линию вдоль берега залива Ляппяярви, на высоком, отделанном мрамором постаменте, возвышаются две бронзовые фигуры князей из рода Рюрика: Великого Князя Ярослава II Всеволодовича и его юного сына Александра Ярославича.

Князь Ярослав Всеволодович правой рукой придерживает воздвигнутый православный крест, левой же приобнимает своего сына Александра. Этот юноша, даже, скорее, еще подросток, который прижимает к груди боевой отцовский шлем — будущий Великий князь, после разгрома шведов в Невской битве у впадения реки Ижора в реку Неву в июле 1240 года, вошедший в историю России как Александр Невский.

Лицом отец и сын обращены к городу, за их спинами — воды залива Ляппяярви Ладожского озера, среди вод которого, где-то в дали, расположен святой остров Валаам (карел. Valamoi).

Авторы монумента — московские скульпторы Игорь Яворский и Константин Кубышкин.

Великий Князь Ярослав II Всеволодович

Святой Благоверный Великий Князь Ярослав II Всеволодович (8 (21) февраля 1190г – 30 сентября (13 октября) 1247г) — сын Всеволода III Юрьевича Большое Гнездо, принимал активное участие в борьбе с половцами и в междоусобной борьбе южнорусских князей.

Первым получил признание старейшинства среди русских князей и ярлык на великое княжение Владимирское. Именно Ярослав Всеволодович крестил карелов в 1227 году.

800-летие крещения карелов Республика Карелия отметит в 2027 году

В 1247 году, во время посещения столицу монгольской империи (г. Каракорум), по свидетельству русских летописей и Иоанна де Плано Карпини, Великий Князь Ярослав II Всеволодович был отравлен матерью хана Гуюка — ханшей Туракиной. Тело князя было привезено во Владимир и погребено в Успенском соборе (в настоящее время — кафедральный собор Владимирской епархии).

Крещение карелов князем Ярославом II Всеволодовичем

Крещение карелов — это важное историческое и политическое событие. Напомним, что в начале XIII века Русь противостояла Швеции в защите своих интересов за выход к Балтийскому морю что, понятное дело, предполагало и контроль прилегающей территории Финского залива, через которые проходил торговый путь в город Любек — столицу Ганзейского союза, объединившего купечество северогерманских городов и являющегося стратегическим торговым партнером средневекового Новгорода. Контроль над прибрежными землями позволял обеспечить не только безопасность сухопутной части маршрута, но и построить базы для защиты и обеспечения морского судоходства.

Так что в начале XIII века территория на северо-западном берегу Ладожского озера (где проживали карелы) попала в сферу противостояния стратегических интересов Новгородской земли и Швеции. Противостояние, в том числе, включало в себя также борьбу двух вероучений: католической и православной.

В Средние века вера была практически символом политической власти. Можно даже сказать: чья вера, того и власть. Для военной защиты своих интересов Новгород обратился к опытному воину Ярославу II Всеволодовичу, который, понимая сложившуюся ситуацию, решает крестить карелов, кои в те далекие времена были язычниками. К слову сказать, шведы, во время своих военных походов на финно-угорские земли, также крестили местное население в католическую веру, но делали это, как говорится, довольно жёсткими методами: «крестили огнем и мечом», что отличалось от подхода, который принесли в Приладожье православные новгородские священнослужители.

Вот как писал о массовом крещении карел древний летописец:

«В лѣто ҂ ЅѰЛЕ … Того ж лѣта. Кнѧзь Ѩрославъ Всеволодичь, пославъ, крѣсти множство Корѣлъ, мало не всѣ люди» («В лето 6735… Того же лета князь Ярослав Всеволодичь, пославъ, крести множство корел, мало не все люди»).

Напомним, что в те времена на Древней Руси летоисчисление велось от Сотворения Мира (Византийский календарь, по которому это великое событие произошло в 5508 году до н.э.). Лишь в декабре 7208 года был подписан и обнародован именной указ Петра I «О писании впредь Генваря с 1 числа 1700 года во всех бумагах лета от Рождества Христова, а не от Сотворения мира», согласно которому в России было введено новое начало года — 1 января и новое летоисчисление от «рождества Христова».

Соответственно, 6735 год от Сотворения Мира — это 1227 год от Рождества Христова.

Александр Невский, сын Великого Князя Ярослава Всеволодовича

Говоря о Ярославе Всеволодовиче, нельзя не сказать и о его сыне Александре, том самом юном подростке, стоящим рядом с отцом на берегу залива Ляппяярви.

Великий Князь Александр Ярославич Невский, покрыл себя неувядающей славой в битвах и защите Русской земли. В 1249 году Александр Невский получил в Золотой Орде ярлык на великое княжение, став великим князем Киевским.

В 1262 году Александр Ярославич направился в расположенный в низовьях Волги Сарай-Бату (столицу Золотой Орды) для отказа или смягчения требований правящего хана Берке от намерения провести набор годных к воинской службе мужчин на Руси в ордынское войско (в те времена такая повинность называлась «данью кровью»). В процессе переговоров Великому князю удалось не только смягчить требования, но и вообще убедить хана Берке освободить Русь от этой кровавой дани.

Хан долго не отпускал князя в обратный путь, в итоге Александр провел в Орде почти целый год. Перед обратной дорогой Александр Ярославич сильно заболел (по другой версии — был отравлен медленно действующим ядом), по пути на Родину, в Городце-на-Волге, князь окончательно слег… 14 ноября 1263 года, в Федоровском монастыре Александр Ярославич принял монашеский он принял постриг и великую схиму с именем Алексий и, как гласят летописи, вечером того же дня скончался.

Великая схима — совершеннейшее отчуждение от мира для соединения с Богом.

Из Городца-на-Волге Александр Ярославич был перевезен во Владимир и захоронен в Рождественском монастыре.

При святителе Макарии и Царе Иоанне Грозном, на Соборе 1547 года, Александр Невский был причислен к лику общечтимых святых Русской Церкви. В 1723 году Петр Великий распорядился перевезти небесного покровителя — святого благоверного князя Александра Невского из Владимира в новую российскую столицу — Санкт-Петербург, в Александро-Невскую церковь Александро-Невского монастыря (в настоящее время — Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра).

12 сентября 1724 года император Петр I собственноручно внес святыню в верхний храм Благовещенской - Александро-Невской церкви (первая каменная церковь монастыря), который был освящен в честь святого благоверного великого князя Александра Невского.

В Санкт-Петербурге святые мощи Святого благоверного великого князя Александра Невского находятся по сей день.