Зимний отдых. Поездка на снегоходе: советы и рекомендации, правила безопасности

Четыре человека мчатся на снегоходах по зимнему лесу

Прогулка на снегоходе зимой по заснеженным просторам — это один из популярнейших способов насладиться красотой зимней природы, получить незабываемые эмоции и впечатления, воспоминания о которых еще долго будут согревать вашу душу. Вместе с тем не надо забывать, что катание на снегоходе — это еще и правильная подготовка, и соблюдение во время поездки требований по безопасности.

Зимняя поездка на снегоходе, несомненно, станет удивительным приключением, которое позволит вам прекрасно провести время на свежем воздухе, насладиться зимней гармонией зимнего леса, получить заряд бодрости и энергии, отключиться от нескончаемой суеты шумного города и рабочих забот и проблем.

И чтобы никоим образом не омрачить столь приятное времяпрепровождение, помните о том, что катание на снегоходе — это еще и потенциально опасный вид активного отдыха, который требует подготовки, соответствующей экипировки и, главное, соблюдения правил и техники безопасности, неукоснительное выполнение которых предотвратит несчастные случаи и травмы.

Правила безопасности при поездках на снегоходах

Подготовка к поездке на снегоходе

Экипировка

Для катания на снегоходе используйте специальную экипировку (защиту, куртку со штанами (или комбинезон), перчатки, теплые носки, ботинки). Для сохранения тепла и отвода влаги от тела лучше использовать термобелье.

При выборе одежды учитывайте, что с учетом скорости снегохода и скорости ветра фактическая температура окружающего воздуха будет в несколько раз ниже показания термометра. То есть, чем выше скорость, тем больше температура добавочного охлаждения. Например, если ехать на снегоходе со скоростью 50км/час при температуре воздуха ниже -30 градусов по Цельсию, то на водителя будет воздействовать температура порядка -70…-80 градусов по Цельсию.

Защитный шлем

Защитный шлем — обязателен. Шлем должен подходить вам по размеру, удобно сидеть на голове, нигде не жать (при этом сидеть достаточно плотно) и т.д. В общем, ориентируетесь на понятные вам ощущения комфорта и удобства. Защитное стекло должно быть целым, без трещин. Защитный шлем одевается на подшлемник. Также необходимо надеть средство для защиты глаз (защитные очки).

Защитные очки

Защитные очки являются весьма важной частью вашей экипировки и, что напрямую следует из названия, защищают ваши глаза от снега, ветра и пыли. Однако помните, что в хороший, безоблачный день, яркий, сверкающий на солнце снежный покров «ослепляет» и порой настолько затрудняет наблюдение за трассой, что может привести к тому, что водитель может не заметить какое-либо препятствие. Со всеми вытекающими отсюда последствиями. Поэтому выбирая защитные очки исходите не только из их удобства и комфорта, но и защиты от бликов и ультрафиолетовых лучей.

С учетом этого лучше иметь, минимум, очки для поездок в солнечный день (с линзой теплых или темных тонов, c параметром VLT в районе 21%) и вторые очки — на случай, если сумрачно, облачно, снег, не очень хорошая видимость и т.д. В таком случае у линзы таких защитных очков значение VLT будет в районе 60-90%. Есть защитные очки со сменными линзами, что, конечно, весьма удобно.

Параметр VLT (Visible Light Transmission — «пропускаемость видимого света») указывает в процентах, какое количество солнечного света пропускает линза очков. Чем выше этот процент, тем больше света проходит через линзу и, наоборот, чем ниже процент, тем меньше

Защитные очки должны по размеру подходить к шлему, внутри между очками и шлемом не должно быть зазоров (иначе в движении вам будет задувать). Одновременно защитные очки должны плотно прилегать к лицу. Если соблюсти все правила, то это поможет избежать запотевания очков.

Конечно, можно использовать очки с подогревом (стоят дороже) или пробовать различные народные методы, коими делятся на форумах, но это уже на ваш выбор. У некоторых производителей заявлено, что линза имеет покрытие anti-fog,  но, как показывает практика, это не всегда работает и не является полной панацеей от запотевания, особенно, при низких температурах.

Средства связи

Обязательно возьмите с собой средства связи, проверьте заряд их аккумуляторов. Если есть, то будет неплохо прихватить и внешний Power Bank (чем больше емкость — тем лучше). Средства связи лучше положить в герметичный (водонепроницаемый) пакет. Не помешают и GPS-навигатор и компас.

Сообщите о маршруте и времени поездки

Позаботьтесь о карте с указанием маршрута своей поездки, копию карты оставьте у родных или у знакомых. Особенно — если вы планируете поездку в одиночестве и на дальнее расстояние. Вашим родным будет гораздо спокойнее, если вы заранее договоритесь о времени выхода на связь. Также сообщите о планируемом времени возвращения.

Аптечка, «аварийный» комплект

С собой необходимо иметь аптечку. У опытных владельцев снегоходов в «аварийный» комплект также входят небольшой топорик, лопатка, нож, спички, фонарик. Также возьмите с собой хотя бы минимальный запас питьевой воды и калорийной еды.

Проверьте и подготовьте снегоход, соблюдайте требования производителя

Перед поездкой необходимо проверить снегоход и убедиться в его исправности. Проверьте тормоза, уровень масла, топливо и т.д. Не превышайте установленную производителем техники загрузку снегохода. Если планируете перевозить груз, то убедитесь, что груз надежно закреплен и правильно размещен.

Базовые правила поездки на снегоходе

Самое лучшее положение седока (с точки зрения удобства управления снегоходом и равновесия) при катании на снегоходе по ровной снежной трассе — это положение «сидя». В некоторых случаях, конечно, водитель использует положение «полусидя» и стоя (например, при движении по неровным трассам).

Во время движения всегда держите обе руки на руле, а обе ноги на подножках.

При вождении по незнакомой местности будьте осторожны, двигайтесь с медленной скоростью.


Необычные экскурсии на снегоходах от местных жителей


Перевозка на снегоходе пассажира

Пассажир должен быть проинструктирован о правилах безопасности при движении на снегоходе. Держаться пассажир должен не за сидящего впереди водителя, а за специально предназначенные для этого рукояти, а его ноги также обязательно должны быть на подножках. Держаться при этом надо достаточно крепко, дабы не случилось неприятного казуса, когда из-за, например, внезапного ухаба, пассажир попросту вылетает со своего места.

Также пассажир должен знать, что во время выполнения поворота, во избежание опрокидывания снегохода, он должен наклоняться вместе с водителем к центру поворота. Несомненно, водитель тоже должен предпринимать определенные меры, обеспечивающие безопасность пассажира: уменьшить скорость движения (особенно, если вы перевозите ребенка или подростка), выполнять плавные разгон и торможение, периодически проверять состояние пассажира.

Правила при движении на снегоходах группой

Если вы едете на снегоходах группой, то перед поездкой договоритесь между собой и выберите лидера группы и замыкающего, ознакомьтесь трассой предстоящего маршрута движения и его промежуточных (при наличии) остановках и конечной точкой прибытия. Участники группы должны знать, что обгонять лидера, как и других сотоварищей — нельзя. Очень важно соблюдать безопасную дистанцию между снегоходами.

Дистанция до впереди идущего снегохода обеспечить возможность, в случае необходимости, остановки движения или совершения маневра без каких-либо неприятных для вас последствий.

Конечно, помогайте друг другу, взаимопомощь никто не отменял.

Если вы едете в составе группы под руководством инструктора — всегда следуйте его требованиям и рекомендациям. Предварительно пройдите первичный инструктаж и соблюдайте технику безопасности.

Каждый водитель следующего в группе снегохода должен обязательно предупреждать едущих сзади о предпринимаемых им маневрах и, что немаловажно, знать, как правильно это делать. Итак, для информирования участников группы о предполагаемых маневрах следует использовать сигналы рукой:

Сигналы рукой при движении на снегоходе в группе:

  • Если вам необходимо остановиться, то перед остановкой снегохода подайте знак следующим за Вами водителям, подняв вверх над головой правую или левую руку.
  • Поворот влево обозначают вытянутой левой рукой, которая поднята в горизонтальное положение.
  • Для предупреждения о правом повороте надо поднять согнутую в локте левую руку. При этом плечо руки должно располагаться горизонтально, а предплечье — вертикально.

Как видите, сигналы простые, понятные, запомнить их несложно.

Катание на снегоходах по льду водоемов

Поездки по льду замерзших водоемов — это уже само по себе опасно. В идеале от таких поездок лучше вообще воздержаться. Но уж если выехали на лед — то должны быть уверены, что крепость и толщина льда гарантированно обеспечат безопасную поездку.

При движении друг за другом нескольких снегоходов расстояние между ними должно быть максимальным. Например, если водитель снегохода во главе колонны увидит трещину, то он скорее всего успеет повернуть или проскочить опасный участок, а вот для следующий за ним водитель, если расстояние будет небольшим, может попросту не успеть среагировать (объехать или прекратить движение).

Нарушение требований элементарной безопасности — приводит к трагическим последствиям. Например, 27 января 2025 года группа туристов на семи снегоходах решила построить свой прогулочный маршрут через озеро Янисъярви (в Сортавальском районе Карелии). В результате — первый снегоход с туристами провалился в полынью. Один из седоков успел, слава Богу, выбраться на лед, а вот второго мужчину уже искали и доставали спасатели. Так что не надо повторять таких ошибок, берегите свою жизнь. Другие водители снегоходов, к счастью, успели остановиться.