Продолжается реставрация Гатчинского дворца

Продолжается реставрация Гатчинского дворцаПродолжаются работы по реставрации знаменитого Гатчинского дворца, построенного в период 1776 по 1781гг по проекту итальянского архитектора Антонио Ринальди. С ходом работ 06 апреля ознакомились вице-губернатор Николай Линченко и председатель Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Сергей Макаров.

В сентябре 1941 года дворец был сильно поврежден в результате бомбардировок. На некоторых фрагментах каменного фасада до сих пор видны следы пожара, которые невозможно удалить до конца, они останутся как память о страшных событиях Великой Отечественной войны.

«В послевоенное время Царское Село, Петергоф, Павловск восстанавливались, а в Гатчине проводились только ремонтные работы, реставрации не было вплоть до 1976 года. И потом понадобилось ещё 30 лет для того, чтобы Гатчина попала в реставрационную программу КГИОП и начали выделяться значительные средства городского бюджета», – рассказал Николай Линченко.

Первая очередь возрожденных парадных интерьеров Гатчинского дворца, включающая в себя Аванзал, Мраморную столовую, Тронную Павла I и выставку на третьем этаже Центрального корпуса, была открыта в 1985 году, к 40-летию Победы

Стоимость реставрации Гатчинского дворца

С 2015 по 2020 годы на реставрацию интерьеров и фасадов Гатчинского дворца из бюджета Санкт-Петербурга по программе КГИОП выделено 874,7 млн.руб. Выполнены масштабные работы по реставрации интерьеров домовой Троицкой церкви, Арсенального зала, Чесменской галереи, завершается реставрация фасадов дворца.

Особенности реставрации дворца в Гатчине

Особенность фасадов Гатчинского дворца – облицовка пудостским (туф) и гатчинским доломитами (т.н. «черницкая» и «парицкая» плита). Облицовочные плиты натурального камня, скрывая кирпичные стены, усиливают монументальность и создают впечатление, что дворец, подобно средневековым замкам, сложен из тесаных каменных квадров. Серо-желтый цвет лицевой поверхности камня со временем становится более насыщенным за счет появления на поверхности природной патины (пленки оксидов железа).

При проведении реставрации фасада стали поступать вопросы, почему фасад изменил цвет. В процессе реставрации поверхность доломита подвергается щадящей очистке СВАО (струйно-вихревой абразивной очистке), что приводит к тому, что поверхность приобретает первоначальный светло-серый цвет. Это связано с тем, что удаляется тонкий поверхностный слой переродившегося и изменившего свой цвет камня. Со временем поверхность отреставрированной доломитовой облицовки вновь приобретет привычный желтоватый оттенок.

В данном случае можно провести параллель с реставрацией Казанского Кафедрального собора в Санкт-Петербурге. Горожане, которые в 2015 году переживали по поводу изменения привычного «закопченного» цвета собора, сейчас могут убедиться: под воздействием окружающей среды фактура камня вновь проявилась. А черные корковые образования на фасаде Казанского собора, за сохранение которых активно ратовали общественные активисты, привели бы к необратимому разрушению мягкого пористого туфа. По комиссионному согласованию поверхность камня защищается с помощью кремнийорганических соединений (гидрофобизатора).

Консервация с элементами реставрации и воссоздания Чесменской галереи Гатчинского дворца проводилась в 2018 году по программе КГИОП и получила ряд наград как лучший реализованный проект. Чесменская галерея (Винченцо Бренна, 1790-е годы) была одним из самых пышных и торжественных пространств дворца. В 1944 году пожаром были уничтожены чердачное перекрытие и кровля, разбиты статуи и лепные украшения, сильно пострадал декор.

Несмотря на возможность восстановить галерею полностью, был сделан выбор в пользу консервации с элементами воссоздания. Зияющая пустота стен со следами огня возвращает в прошлое, и война становится почти осязаемой. Пронзительным диссонансом на этом фоне выглядят воссозданные по акварели Эдуарда Гау и дореволюционным фотографиям элементы интерьера: дверной портал, фрагмент стены с оконным проемом, балкон.

Чесменская галерея Гатчинского дворца, реставрация

Чесменская галерея Гатчинского дворца
Источник фотографии: официальный сайт Администрации Санкт-Петербурга

Живое напоминание об одной из самых страшных трагедий XX века, Чесменская галерея получила название «Зал Памяти Великой Отечественной войны 1914 - 1945 годов» и была открыта для публики в мае 2019 года.

Реставрация Чесменской галереи Гатчинского дворца признана международными экспертами на конкурсе «Золотой Трезини» лучшим реализованным проектом реставрации
Торжественная церемония награждения победителей II архитектурно-дизайнерского конкурса с международным участием «Золотой Трезини» состоялась 27 ноября 2019 года в Атриуме Петропавловской крепости

Когда должна завершиться реставрация Гатчинского дворца

По словам вице-губернатора, реставрацию фасадов дворца планируется полностью завершить в 2022 году – после окончания работ на западном полуциркуле, Кухонном каре, Центральном корпусе и крыльцах всего дворца. Финансирование работ в Гатчинском дворце по программе КГИОП в текущем году составляет 145,1 млн.руб. В настоящее время проходят конкурсные процедуры.

Краткая история дворцово-паркового ансамбля в Гатчине

Возникновение дворцово-паркового ансамбля в Гатчине относится ко времени правления императрицы Екатерины II. В 1765 году государыня подарила Гатчинскую мызу своему фавориту Григорию Григорьевичу Орлову.

Живописный рельеф, родниковые озера, соединенные протоками и речками, позволили создать здесь уникальный пейзажный парк, один из первых в России. Дворец расположен на самой высокой точке рельефа и господствует над окружающим ландшафтом. Его северный парковый фасад обращен к Серебряному лугу, от нижней границы которого начинается Дворцовый парк с озерами.

Автором проекта дворца стал итальянский архитектор Антонио Ринальди (итал. Antonio Rinaldi), к строительству приступили 30 мая 1766 года.

В течение почти пятнадцати лет шло возведение и отделка загородного дома, который первоначально задумывался как охотничий, поскольку Григорий Орлов был страстным любителем охоты. К 1781 году работы были завершены. Взору современников предстал дворец, напоминающий итальянское палаццо.

В 1793-1797гг дворец был частично перестроен по проекту архитектора Винченцо Бренна (итал. Vincenzo Brenna).

После вступления на престол Павла I в 1796 году Гатчина превратилась в императорскую резиденцию, о которой современники вспоминали как о неприступной крепости, окруженной бастионами, рвом, караульнями и полосатыми шлагбаумами.

В годы царствования Николая I, несмотря на то, что император нечасто посещал Гатчинский дворец, была выполнена еще одна довольно масштабная перестройка (1845-1856гг.), в результате которой дворец приобрел тот вид, который сохранился до настоящего времени. Всеми работами руководил архитектор Роман Иванович Кузьмин. В этот период были перестроены Кухонное и Арсенальное каре, надстроены Часовая и Сигнальная башни.

После вступления на престол Александр III избрал Гатчину своей основной загородной резиденцией.

В мае 1917 года вышел приказ Временного правительства о создании в городах дворцового ведомства Петергофе, Царском Селе и Гатчине художественно-исторических комиссий «для приема, регистрации и систематизации как с художественной, так и с хозяйственной стороны всех движимых и недвижимых имуществ бывших дворцовых управлений».

19 мая 1918 года Гатчинский дворец открылся для посетителей.